Стили управления

Страница 1

Теории, основанные на поведенческом подходе, осуществляют классификацию стилей руководства. Стиль руководства – это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным.

Выделяют автократично-либеральный континуум стиля руководства:

1. руководитель принимает решение сам и его объявляет;

2. руководитель предлагает решение сотрудникам;

3. руководитель представляет идеи, вызывает, порождает вопросы, отвечает, объясняет свои идеи и решения;

4. руководитель представляет пробное решение, которое можно и изменить после обсуждения;

5. руководитель представляет проблему, слушает и учитывает предложения сотрудников, находит взаимоприемлемое решение;

6. руководитель ставит определенные границы и предлагает группе найти решение;

7. руководитель позволяет сотрудникам действовать свободно в существующих рамках.

На основе континуума, где одна крайность – руководитель, ориентированный на задачу, работу, и другая крайность – руководитель, ориентированный на сотрудников, Ренсис Лайкерт предлагает 4 базовые системы лидерства.

Система 1

Система 2

Система 3

Система 4

Эксплуататор-скоавторитарная

Благосклонно-авторитарная

Консультативно демократическая

Основана на участии в управлении подчиненных

Выделяют следующие стили управления (Курт Левин):

· авторитарный (директивный),

· демократический (коллегиальный),

· либерально-анархический (попустительский).

Есть еще несколько классификаций стилей руководства, они развивают или модернизируют предложенную:

· непоследовательный стиль – непредсказуемый переход руководителя от одного стиля к другому;

· ситуативный стиль управления (П. Херси) гибко учитывает уровень развития подчиненных и коллектива (ставит в соответствие управленческое воздействие в зависимости от уровня развития сотрудника, коллектива);

· «управленческая матрица» (Р.Блейк, Д.Мутон), в соответствии с ней выделяется 5 типов руководителей: «либерал», «организатор», «манипулятор», «пессимист», «диктатор»;

в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности (японский автор Т. Коно) – 4 типа: консервативно-интуитивный, консервативно-аналитический, новаторско-интуитивный, новаторско-аналитический.

Теории, основанные на ситуационном подходе, считают, что не существует никакого оптимального стиля руководства: успешное поведение определяется не одним фактором, а ситуацией в целом.

Ситуационная модель Фидлера учитывает три фактора:

отношения между руководителем и подчиненными,

объем законной власти,

структура групповой задачи.

Теория Митчел-Хауса: «путь-цель» выделяет 4 основных стиля: директивный, поддерживающий, поощряющий участие, ориентирующий на достижение цели.

Теория Врум-Йетон предполагает, что для принятия решения можно использовать дерево решений.

Основные качества (Генри Минтцберг):

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Изучение проблемы школьной неуспеваемости в отечественной психологии.
Работа отечественных психологов сделала неоценимый вклад в детскую нейропсихологию. Сама возможность выявления причин трудностей обучения, связанных с нарушениями функциональных систем появилась благодаря А.Р. Лурия и его методу «синдромн ...

Специфика агрессии в подростковом возрасте
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, ...

Предмет нейропсихологии.
Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она — пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохир ...