Потребности

Страница 4

3) экспансивность, связанная с познавательной потребностью;

4) оценка, связанная с познанием. Это оценка того, что познается, в зависимости от его смысла.

1) и 2) создают условия для возникновения потребности в поиске смысла жизни, 3) и 4) непосредственно создают эту потребность.

Фазы развития способов удовлетворения потребности смысла жизни:

- идентификация с авторитетом, поиск в своем окружении готовых образцов и подражание этим образцам;

- познание самого себя, сравнение идеала с самим собой, туманные концепции о смысле жизни, скроенные по «космическим» масштабам;

- постановка конкретного вопроса: «В чем смысл жизни?» Реальный анализ действительности.

Концепцию жизни и собственной роли в мире, которую человек создает себе под влиянием этой потребности, иногда называют философией жизни.

Концепция смысла жизни должна быть приспособлена к возможностям человека и быть не слишком конкретной, чтобы ее можно было реализовать разными способами. Впрочем, слишком общая формулировка тоже опасна: например, «стать кем-то», «стать хорошим человеком» без уточнения, что под этим понимается.

Человечество решает эти проблемы с самого начала своего существования, что нашло отражение в мировых религиях (включающих не только мистическое чувство и жизненные нормативы, но и мировоззренческий компонент) и в философских концепциях.

В психотерапии в настоящее время активно разрабатывается такое ее направление, как логотерапия. Лидер этого направления В. Франкл утверждает, что человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию, если это стремление остается нереализованным.

Индивидуализация способов удовлетворения потребностей.

Люди, удовлетворяя свои потребности в разных условиях и при разном личном опыте, учатся конкретным видам их удовлетворения. Так, капризы и даже отказ ребенка от пищи могут стать одним из способов удовлетворения потребности во внимании.

Способы удовлетворения потребности сами могут стать потребностями. Например, собирание книг как способ удовлетворения познавательной потребности может само стать потребностью, перейдя в библиофилию. Аналогичным образом в процессе индивидуализации на основе удовлетворения общих потребностей создаются новые потребности - индивидуальные, перечень которых бесконечно велик.

Факторы, определяющие ход индивидуализации потребностей.

1) Конкретизация способов удовлетворения потребностей. В ходе повседневной практики закрепляется один или несколько способов удовлетворения определенной потребности.

2) Ментализация основывается на способности отражать в сознании содержание потребностей или отдельных ее аспектов. Человек может сознательно искать и оценивать различные спсобы удовлетворения потребности, сознательно формулировать мотив своего поведения.

3) Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой течет жизнь личности.

Конкретизация, ментализация, социализация способов удовлетворения потребностей определяют то, что называют индивидуальным стилем жизни.

Контроль потребностей.

Человек как субъект своей деятельности может не только свободно формулировать цель, программу своей деятельности, не только сознательно отрабатывать ее исполнительную часть и на основании полученного опыта управлять своим поведением, но также в состоянии контролировать и свои потребности. Такой контроль актуален не только в отношении пищевой, сексуальной потребностей, но и, например, потребности в общении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Психическое развитие детей и подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды
Психическое развитие и становление личности в онтогенезе, исходит из положения, что психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. Подростковый возраст – период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взросл ...

Основные концепции лидерства
Личностный подход (теория «черт лидерства») В 1920-х годах ученые пытались определить, какие характеристики или личностные особенности являются общими для крупных лидеров. Они рассматривали особенности лидерства как относительно стабильн ...

Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе
В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточно решенных проблем, которые актуальны для профессиональной деятельности учителя. 1. Низкая активность учащихся в процессе обучения, т.е. недостаточная интенсивность и эфф ...