Концепция жизнетворчества (Л.В. Сохань)

Материалы » Основные психологические теории личности » Концепция жизнетворчества (Л.В. Сохань)

В основу концепции, созданной коллективом украинских ученых под руководством Л.В. Сохань, положено представление о жизни человека как творческого процессе. Личность рассматривается как субъект жизни, в основе существования которого лежит жизнетворчество – духовно-практической деятельность личности, направленная на творческое проектирование и осуществление ее жизненного проекта. Разрабатывая, корригируя и осуществляя свой сценарий жизненный, личность овладевает искусством жить – особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самоусовершенствования. Концепция разрабатывает также такие понятия, как: «жизненный путь личности», «образ жизни», «стиль жизни», «культура жизни» и др.

В основе концепции лежит понятие «активации», т.е. психол. возбуждения или напряжения, вызываемого состоянием физиол. возбуждения в обусловленном центре мозга. Существует типичный для каждого человека уровень активации (обычная или характерная активация), являющийся характеристикой его личности. Его развитию способствует ранний опыт человека. Фактический уровень активации зависит от воздействия стимуляции внутренних и внешних источников. Если он падает ниже обычного для данного человека, то поведение направлено на увеличение влияния стимула. Если активация выше обычного, поведение направлено на уменьшение влияния.

В зависимости от уровня обычной активации (активации потребностей), а также от степени экстернальности-интернальности все люди делятся на четыре типа личности:

1. Высокоактивационный экстернал – «удачливый человек», ищущий встреч с природной и социальной средой; он ненасытен в своих аппетитах, стремится к действиям, сильным переживаниям, проявляет любопытство, авантюрность и импульсивность.

2. Высокоактивационный интернал – человек, склонный к размышлению, фантазированию; он невнимателен к событиям внеш. мира, тонкий и сложный, ведет жизнь «из разума», следует своим ощущениям и эмоциям, стремится к новизне и творчеству.

3. Низкоактивационный экстернал – вечный консерватор, конформист; он прост в своих вкусах, избегает конфликтов неоднозначности и сильных, дезорганизованных внешних событий, пытается наводить установленный порядок в окружении, предпочитает знакомое новому.

4. Низкоактивационный интернал – консервативный, защищающий «золотую середину» человек; избегает любых излишков и поблажек, прост, несложен, без детализированных мыслей и грез, аскетичен, склонен к последовательности и устойчивости.

Статьи по теме:

Особенности развития памяти у детей с общим недоразвитием речи
Согласно мнению П.П. Блонского [5], в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом он выделяет основные виды памяти, как генетически р ...

Понятие гипотезы исследования
Предмет исследования формируется на объективной основе самим исследователем, придающим ему определенную логическую форму выражения. Сделать это можно, только опираясь на определенные исходные положения. Поставив задачи, исследователь под ...

Психические познавательные процессы человека
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из к ...