Основные теории мышления в западной психологии

Материалы » Основные теории мышления в западной и отечественной психологии » Основные теории мышления в западной психологии

Страница 2

5. Когнитивная

Жан Пиаже рассуждал следующим образом: возникновение мышления обусловлено биологическими процессами адаптации к окружающей среде. Ребенок в процессе своего развития совершенствует свое понимание окружающего мира, формирует схемы (внутренние представления). Это позволяет ему выстраивать свое поведение подходящим для адаптации к окружающей среде способом и на этой основе формировать будущие действия в новых ситуациях. По мере накопления опыта эти схемы совершенствуются двумя возможными способами. Это ассимиляция (упорядочивание внешних впечатлений и событий в субъективную систему связей) или аккомодация (преобразование и настройка субъективных схем под влиянием внешних событий). Пиаже выделил следующие возрастные этапы когнитивного развития:

• стадия сенсомоторного интеллекта: 0—2 года — в этот период у ребенка формируется способность сохранения в памяти образов тех предметов, с которыми он взаимодействовал. Это сенсомоторный период развития. Он характеризуется в основном становлением и развитием чувствительных и двигательных структур. Ребенок активно слушает, пробует на вкус, нюхает, трогает, бросает различные предметы и, таким образом, к концу периода усваивает достаточно информации, чтобы иметь возможность приступить к символической деятельности;

• стадия предоперационного мышления: 2—7 лет — это возраст вхождения ребенка в социокультурное пространство, он осваивает язык, формирует и усваивает понятия, их смысл и значение. Так и развивается символическое мышление: с помощью жестов, понятий и языка;

• стадия конкретных операций с предметами: 7—11 лет — у ребенка формируется способность внутренне осуществлять те операции, которые он до этого проделывал внешним образом. Такое мышление уже позволяет ребенку осуществлять сравнение, классификацию, систематизацию, но только на конкретном материале.

• стадия формальных операций: 11 — 14 лет — формируется способность мыслить отвлеченно, абстрактно, математически, логически. Большую роль в мышлении начинают играть гипотезы и дедуктивные заключения. Это высший уровень мышления.

Джером Брунер, еще один видный представитель когнитивизма, утверждал, что познание человека носит прежде всего чувственный и двигательный характер. Ничто, по мнению Брунера, не может оформиться в мысль до того, как пройдет через человеческие чувства и через двигательную активность, направленную во внешний мир. Развитие мышления проходит в несколько этапов. К обозначенному выше сенсомоторному отображению действительности добавляется иконическое отображение (запечатление мира в мысленных образах), а позднее символическое представление (мир образов дополняется миром понятий).

Стимулом для формирования высших проявлений мышления, с точки зрения когнитивистов, служит в основном речь. В процессе своего развития ребенок учится усваивать и формировать понятия.

В умственной деятельности понятия выполняют несколько важных функций:

• Когнитивная экономия. Когнитивная экономия представляет собой деление мира на единицы, которыми можно манипулировать. Вследствие этого мы освобождаемся от необходимости обозначать каждый предмет и явление отдельным словом, а относим его к классу одинаково названных предметов или явлений («человек», «шкаф», «точка»).

• Выход за пределы данной информации (прогноз). Отнесение объекта, действия или состояния к некоторому понятию автоматически означает, что этот объект, действие или состояние обладает рядом свойств, связываемых этим понятием. В их число входят и свойства, не воспринимаемые в данный момент. Эта функция понятия позволяет нам предсказать ту информацию, которая на первый взгляд не видна. Так, понятие «черемуха» включает в себя наши преставления о дереве лиственной породы, цветущем весной белыми цветами, а летом дающем урожай терпких, сладких ягод со специфическим вкусом. Видимыми свойствами (форма листьев, цветов) мы можем воспользоваться для категоризации объекта как «черемуха» и сделать прогноз относительно пока невидимых свойств (будущих ягод) [8, c.163-165].

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Заключение.
Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения: Метод наблюдения; Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности; Трудовой метод – участие самого психолога ...

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуника ...

Нейропсихологические исследования проблемы обучения в школе.
Трудности в обучении детей зачастую связаны с наличием проявлений минимальной мозговой дисфункции и обусловленных ими задержками психического развития. В данном направлении было выполнено большое число исследований, которые отмечают персп ...