Психологический аппарат

Материалы » Основы психоанализа Фрейда » Психологический аппарат

Психоанализ дает фундаментальное предположение, обсуждение которого относится к сфере философии, но правомерность которого подтверждается его результатами. Можно говорить о двух аспектах в отношении того, что мы называем психикой (или психической жизнью) : во-первых, это ответственный за нее орган тела и место действия- мозг (или нервная система) и с другой стороны- работа сознания, являющаяся непосредственным результатом, которую невозможно объяснить вербально. Все, что лежит в промежутке, для нас неведомо, и не содержит какой либо прямой связи между этими двумя крайними точками наших знаний. Если бы она существовала, то в лучшем случае дала бы нам представление о точной локализации процессов, происходящих в сознании, но не помогла бы их понять.

В этих конечных или начальных точках нашего знания возникает гипотеза. Мы предполагаем, что психическая жизнь является функцией аппарата, которому мы приписываем характеристики расположенного в пространстве и состоящего из нескольких частей- то есть мы представляем себе что-то, похожее на телескоп, микроскоп или нечто подобное. Несмотря на попытки, ранее сделанные в этом направлении, последовательная разработка подобной концепции является новой в науке.

Мы достигли знания этого психического аппарата ,изучая индивидуальное развитие людей .Древнейшую из этих психических сфер или областей мы называем ОНО. Она включает в себя все ,что наследуется ,что уже присутствует при рождении ,что заложено в конституции- а следовательно ,прежде всего инстинкты ,которые берут начало соматической структуре и находят свое первое психическое проявление здесь ,(в Оно) в неизвестных нам формах.

Под влиянием реального окружающего нас внешнего мира одна часть Оно перетерпела особое развитие . Из того ,что первоначально было кортикальным слоем ,снабженным органами для восприятия раздражителей и приспособлениями для защиты от раздражителей , возникла особая структура ,которая впоследствии стала действовать как посредник между Оно и внешним миром .Эту сферу психического мы назвали Я.

Вот основные характеристики Я. Вследствие изначально существующей связи между чувственным восприятием и мышечным действием в распоряжении Я имеется произвольное движение .Его задачей является самосохранение .В отношении внешних событий оно выполняет эту задачу осознавая раздражители ,накапливая связанный с ними опыт (в памяти), уклоняясь от слишком сильных раздражителей ( избегая их),реагируя на умеренные раздражители(адаптируясь к ним) и, наконец, обучаясь осуществлять необходимые перемены в окружающем мире в своих интересах(посредством деятельности).Что же касается внутренних событий ,по отношению к Оно ,то оно выполняет свою задачу ,обретая контроль над требованиями инстинктов .определяя ,подлежат ли они удовлетворению ,откладывая это удовлетворение до наступления благоприятного времени и внешних обстоятельств или полностью подавляя их .В свой деятельности Я руководствуется рассмотрению напряженностей ,вызываемых раздражителями, присутствуют ли эти напряженности в нем, или же привносятся в него. Увеличение таких напряженностей обычно ощущается как неудовольствие, а их снижение- как удовольствие. Однако вполне вероятно, что воспринимаемое как удовольствие и неудовольствие, является не абсолютной величиной этих напряженностей, а относится к ритму их изменения. Я стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия. Ожидаемое и прогнозируемое увеличение неудовольствия сопровождается сигналом тревоги ; причина такого увеличения, независимо от того, угрожает оно изнутри или снаружи, называется опасностью. Время от времени Я прерывает свою связь с внешним миром и уходит в состояние сна., в котором производит далеко идущие изменения в своей организации. Следует сделать вывод, что во сне происходит определенное распределение энергии.

Долгий период детства, во время которого взрослеющий человек зависит от родителей, оставляет за собой в Я как остаток особую формацию, в которой пролонгируется родительское влияние. Она получила название Сверх-Я. Когда Сверх-Я дифференцируется от Я или начинает противостоять ему, оно составляет третью силу, которое Я должно принимать во внимание. Действие Я оказывается адекватным, если оно одновременно удовлетворяет требованиям Оно, Сверх-Я и реальности- то есть, если оно в состоянии согласовать их потребности друг с другом. Детали связи между Я и Сверх-Я становятся абсолютно понятными, если проследить их в обратном порядке до позиции ребенка по отношению к его родителям. Это родительское влияние включает в себя не только индивидуальности фактических родителей, но и передаваемые через них семейные, расовые и национальные традиции, а также требования непосредственного социального слоя, который они представляют. Таким же образом в ходе развития индивида Сверх-Я получает вклады и от более поздних преемников и заместителей родителей, таких как учителя и образы из общественной жизни, представляющие привлекательные социальные идеалы. Надо отметить, что, несмотря на все свои фундаментальные различия, Оно, Сверх-Я имеют одну общую черту: они оба представляют влияния прошлого: Оно- влияние наследственности; Сверх-Я влияние того, что взято от других людей,- тогда как Я главным образом определяется собственным опытом индивидуума, то есть случайными, текущими событиями.

Статьи по теме:

Общая характеристика мышления
Прежде чем перейти к характеристике мышления остановимся на основных психологических процессах предшествующих мышлению. Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, так называемого чувственного познания, которое протекает ...

Методы диагностики различных форм психологической патологии
Диагностическое значение сбора жалоб, анамнезов, исследований психического статуса. Вспомогательные методы диагностики. В клинической психологии диагностика может служить трем целям: отнесение какого-то индивида (шире — какой-то единицы) ...

Cинeргeтикa: нoвaя нaучнaя пaрaдигмa
В иcтoрии чeлoвeчecкoй мыcли нaряду c пoзнaвaтeльным oптимизмoм (вcпoмним c дeтcтвa знaкoмыe лoзунги "Хoчу вce знaть!", "Ecли я знaю, чтo я знaю мaлo, тo я бoюcь .") рaзвивaeтcя и пoзнaвaтeльный cкeптицизм, инoгдa прин ...