Психодиагностика ребенка раннего и дошкольного возраста: критерии, особенности проведения

Материалы » Основы психодиагностики » Психодиагностика ребенка раннего и дошкольного возраста: критерии, особенности проведения

Страница 2

Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ей в действии, достигать результата. Анализируются причины недостижения цели.

Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать и не расстроиться, если не получилось) и непосредственные желания (за ниматься, когда хочется играть, не выкрикивать ответ, а подождать, пока его спросят и т.п.).

Какие волевые качества сформированы у ребенка:

¾ дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований; как реагирует на требования (выполняет сразу охотно и точно; выполняет неточно, после напоминаний; не выполняет, появляется негативная реакция); насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;

¾ самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и видов деятельности (указать каких), не умеет);

¾ настойчивость: может ли достигать цели, доводить дело до конца в ситуации неуспеха, затруднений, препятствий;

¾ как реагирует на препятствия в деятельности;

¾ организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

¾ инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по собственной инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.

По анализу данных наблюдения делается вывод о развитие волевого поведения, сформированные волевые качества и привычки. Отмечается аккуратность ребенка при выполнении заданий и во внешнем виде (аккуратно ли он одет, опрятно ли выглядит, стремится ли сохранить аккуратную внешность и одежду).

b)

методики диагностики познавательных процессов ребенка и др;

Приобретение познавательными процессами произвольности начинается у ребенка примерно с трех-четырехлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста. Поэтому, осуществляя психодиагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами.

Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, не следует также выражать недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.

Примерный перечень вопросов для беседы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твоих родителей?

Как называется город (село, деревня и т.п.), в котором ты живешь?

Каких ты знаешь домашних животных? А диких?

В какое время года на деревьях появляются листья?

Что остается на земле после дождя?

Чем отличается день от ночи?

Оценка результатов: По результатам беседы заполняется п. 3 протокола. Ребенок получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. В пп. 1-4 верным считается правильный ответ в том числе, когда называются и уменьшительные имена и названия; в п. 5 - верно названы не менее 2 диких и домашних животных; в п. 6 — «весной», «когда зима кончилась» и т.п.; в п. 7 - «лужн», «грязь», «вода», «слякоть» и т.п.; в п. 8 «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и т.п.

Итоговый уровень оценки определяется на основе суммирования всех баллов: 7 - 8 - высокий уровень; 5-6 баллов - средний; А и менее - низкий.

c)

методики диагностики речевого развития;

Данные выявляются в процессе наблюдения за речью ребенка в ходе обследования. Данные заносятся в п. 4 протокола, в котором указывается имеющиеся нарушения звукопроизношения. В случае необходимости ребенок направляется на консультацию к логопеду.

Оценка идет по ходу наблюдения за речью ребенка в процессе обследования. Речь ребенка 6-7 лет должна быть связной, грамотной, эмоционально-насыщенной. К этому возрасту ребенок должен начинать наряду с простыми употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Содержательные характеристики механизмов психологической защиты
1. Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Как правило, де ...

Правила демонстрации жестов
Культуры предписывают своим членам определённые правила демонстрации, или правила жестового поведения. Они резко различаются по интенсивности жестикуляции (контактные и неконтактные культуры). Например, в среднем на протяжении часового ра ...

Особенности общения со сверстниками
В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отн ...