Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии

Материалы » Основы психологии » Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии

Страница 1

При делении наук на гр по признаку предмета изучения выделяют: естественные (изучают природу), гуманитарные (общ-во, культуру, историю), технические (средства производства и орудия труда). П принято относить к гуманитарным, т.к. чел сущ-во соц. Понятие П имеет как научный (употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины), так и житейский смысл (описание поведения, психич особ-тей людей). Отличие житейских знаний от научных: А) Знания конкретны – Знания обобщены Б) Интуитивный хар-р Знаний – Знания рациональны и осознаны В) Передача Знаний затруднена – Знания накапливаются и передаются Г) Источник Знаний (наблюдение) – источник Знаний (экспер-т) Д) Знания ограничены – Знания постоянно расширяются. Слово «П» в переводе на русский язык с греческого означает «наука о душе». В научном употреблении термин «П» впервые появился в 16 в. Сначала он относился к особой науке, кот занималась изучением душевных (психич явлений), кот каждый чел обнаруживает в собственном сознании в рез самонаблюдения. Позже, в 17-19 в область, изучаемая П, расширяется и включает не только осознанные, но и неосознанные явления. Психология – это наука о психике и психич явлениях. Психические явления – это 1) психич процессы 2) психич состояния 3) психич св-ва лич-ти. 1) Психич процессы выступают в кач-ве первичных регуляторов поведения чел, имеют опред начало, течение и конец, т.е. обладают опред динамическими хар-ками (это параметры, определяющие длительность и устойчивость психич процессов). На основе этих процессов формируются знания, умения, навыки. Психич процессы – это познавательные, эмоциональные, волевые. Познавательные – связаны с восприятием и переработкой инф-ции (это ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание). Благод им мы получаем сведения об окр мире и себе. Благод эмоциональным психич процессам любая инф-ция имеет для нас эмоц окраску (аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоц стресс). «+» эмоции благопр сказываются на деят-ти, «-» затрудняют деят-ть. Но, бывает так, что «-» эмоция побуждает к активности, к преодолению преград. Т.о. для формирования поведения чел существенны не только эмоции, но и волевые психич процессы, кот наиб ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решения, преодолением трудностей, управления своим поведением. Иногда выделяют неосознаваемые психич процессы (протекают вне контроля сознания). 2) На основе психич процессов формируются психич состояния, кот характеризуют состояние психики в целом. Так же имеют свою динамику (длительность, направленность, устойчивость, интенсивность). Эти состояния влияют на рез психич процессов и могут способствовать или тормозить деят-ть. Это подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Они хар-ся динамичностью, однако, есть преобладающие, наиб постоянные. 3) Психич св-ва лич-ти – наиб существенные особ-ти лич-ти, обеспечивающие опред кол-ный и кач-ный уровень деят-ти и поведения чел (направленность, темпер-т, способ-ти, хар-р). Они хар-ся большей устойчивостью и постоянством. Уровень развития психич св-в, особ-ти развития психич процессов и преобладающие психич состояния определяют неповторимость чел, его индивид-ть. Предметом П является психика и психич явления как одного конкретного чел, так и психич явления, наблюдаемые в гр и коллективах. Главная задача – исследованиее психич явлений.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме: