Основные методологические принципы научной психологии

Материалы » Основы психологии » Основные методологические принципы научной психологии

Страница 3

Сущность системного подхода находит выражение в следующих положениях, помогающих установить свойства системных объектов и совершенствовать их.

- Целостность системы по отношению к внешней среде, ее изучение в единстве со средой.

- Расчленение целого, приводящее к выделению элементов. св-ва эл-тов зависят от их принадлежности к опред. системе, а св-ва системы не сводятся к св-вам ее эл-тов.

- Все эл-ты системы находятся в сложных связях и взаимодействиях, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данной системы системообразующую связь.

- Совокупность эл-тов дает представление о структуре и организации системных объектов.

- Специальным способом регулирования связей между эл-тами системы и тем самым изменений и самих эл-тов является управление, включающее постановку целей, выбор средств, контроль и коррекцию, анализ результатов.

Принцип через теорию деятельности: Характеризуя понятие «действие» можно выделить следующие 4 момента:

1. действие включает в качестве необходимого акт сознания в виде постановки и удержании цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала У сознания, а «раскрывается» в действии.

2.действие - это одновременно и акт поведения, следовательно, теория деятельности сохраняет так же достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность (принцип единства сознания и поведения). Итак, первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения.

3.через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма. Деятельность - активный целенаправленный процесс (принцип активности).

4.понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Действия человека предметны, они реализуют социальные - производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Особенности личностного развития в пожилом возрасте
Старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. Именно старость очерчивает перспективу развития личности. Для понимания личности в старости необходимо рассмотреть влияние внешних условий на пр ...

Рекомендации по избавлению от застенчивости
Если же вы безнадежно застенчивы и общение с людьми для вас в тягость, попробуйте провести несколько «упражнений», помогающие развить способность взаимодействия с людьми. 1). Часто ли прохожий обращается к вам с вопросом, как пройти, про ...

Гештальтпсихология
Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии, в 1910 году и просуществовавшее до середины 30–х годов ХХ века, до установления власти фашизма, когда большинство ее представителей эмигрировали, в другие страны, осн ...