Психологическая теория деятельности. Виды деятельности

Материалы » Основы психологии » Психологическая теория деятельности. Виды деятельности

Страница 3

совокупность действий, которые связываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее особенной деятельностью или особым видом деятельности. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько запускают, сколько дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотивы не всегда осознаются, поэтому выделяют два класса мотивов: те, которые осознаются, и те, которые не осознаются. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это что-то затрагивает его мотивы. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

Личностный смысл — этот переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Важно отметить, что побуждают смыслы только ведущие мотивы. В теории деятельности описан механизм образования новых мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель.

Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. превращение цели в мотив может произойти только, если накапливаются положительные эмоции.

существует и внутренняя деятельность. Функция внутренних действий - подготовка внешних действий. Внутренние действия экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. В отношении этих форм активности теория деятельности выдвигает два тезиса. Во-первых, подобная активность — деятельность, которая имеет то же строение, что и внешняя деятельность, и которая отличается от нее только формой протекания, внутренняя деятельность, как и внешняя побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т.е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций.

Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации (понимается процесс переноса соответствующих действий в умственный план).

Во-первых, для успешного воспроизведения действия в уме нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат.

Виды деятельности. Игра – в ней происходит моделирование предметных и коммуникативных навыков; ее целью является сам процесс, а не результат. У детей – это форма жизнедеятельности и ведущая деятельность. Через игру ребенок усваивает общественные способы деятельности (их учат взрослые). Осуществляется формирование мышления через замещение, которое фиксируется в слове. У младших детей значение фиксируется в игрушке, у дошкольников – в роли. Учение – оно имеет место там, где действия человеком управляются сознательной целью усвоить опредмеченные знания умения навыки. Учение – это активный сознательный процесс направления деятельности и поведения на освоение общественного опыта человечества (носитель - взрослый). Труд – это деятельность, направленная на производство общественно полезных или потребляемых обществом продуктов – материальных или духовных. При этом человек является и производителем общественных отношений. Труд связан с изготовлением и применением орудий. Коллективная деятельность предполагает разделение труда.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп
Проблема малой группы является наиболее разработанной проблемой в социальной психологии. Перед тем как дать определение малой группы, рассмотрим историю ее исследования. В самых ранних исследования в США в 20-е гг. выяснялся вопрос о том, ...

Речь
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - процесс общения людей посредством язык ...

Формирование базовой культуры личности
Формирование культурно развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества ...