Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ

Материалы » Основы психологии » Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ

Страница 3

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них — это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов (метод свободных ассоциаций) или сновидений.

Обратимся к третьему классу неосознаваемых процессов, которые я условно обозначила как «надсознательные» процессы. Если попытаться кратко их охарактеризовать, то можно сказать, что это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение. Таким образом, то, что вошло в ваше сознание, является действительно интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако вы не имели четкого представления о ходе последнего. Вы знали только то, о чем думали и что переживали в каждый данный момент или в ограниченный период времени. Весь же большой процесс, который по всем признакам происходил в вас, вами вовсе не прослеживался.

Почему же подобные процессы следует поместить вне сознания? Потому, что они отличаются от сознательных процессов, по крайней мере, в следующих двух важных отношениях.

Во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится. Во-вторых, неизвестен момент, когда «надсознатель-ный» процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута. Судя по феноменологическим описаниям, к обсуждаемому классу «надсознательных» процессов следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.

Основные теоретические положения учения К. Юнга. Структура психики (души), по Юнгу, включает: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное включает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены и забыты, а также чувственные впечатления, которые недостаточно выражены. Личное бессознательное содержит в себе комплексы, то есть эмоционально заряженные, объединенные вокруг одной темы мысли, чувства и воспоминания. Содержание личного бессознательного может быть осознано.

Коллективное бессознательное — хранилище латентных (скрытых) следов памяти человечества и наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Архетипы — это составные элементы коллективного бессознательного или первичные модели. Они представляют собой врожденные формы, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Среди наиболее главных архетипов — архетип Я, архетипы матери, отца, Бога, мудреца и т.д. Архетипы проявляют себя в виде символов. Например, архетип матери может проявляться в таких символах, как дева Мария, Мона Лиза и т.д. Особое место занимают такие символы, как крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское «колесо жизни» и т.д.

Структура личности включает такие образования, как: эго, персона, анима (анимус), тень и самость. Эго — это центр сферы сознания, основа самосознания. Персона — это публичное лицо, то есть то, как человек проявляет себя в отношениях с другими. Различаются позитивные и негативные персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации. Во втором — персона может задушить индивидуальность. Персона при этом — верхний слой сознания, а эго — более глубокий. Тень представляет собой подавленную сторону личности. Тень есть отражение эго. Тень включает желания, которые отрицаются личностью как несовместимые с существующими социальными стандартами. Тень — это также хранилище жизненной энергии, источник творчества. Поэтому функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени. Анима — это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона, а анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Юнг считал, что анима и анимус должны гармонично проявляться в поведении человека, что будет способствовать его разносторонности.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Межличностные отношения в «детском обществе»
В группах младших дошкольников часто наблюдается деятельность детей по типу «рядом, но не вместе». Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый «водит» свою машинку, «укачивает свою ...

Основные этапы психотерапии и психокоррекции.
Основные элементы психотерапевтической работы можно проиллюстрировать в общих чертах на примере краткосрочной терапии, которая обычно проводится психотерапевтом в течение нескольких месяцев при оказании помощи клиенту, чьи проблемы в осно ...

Понятие о восприятии
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и тд.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает налич ...