Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности

Материалы » Основы психологии » Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности

Страница 2

2.блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками.

З.в качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву. Таким образом, в зарубежной психологии личность понимается как формальная категория, имеющая возможность иметь свою структуру, в отечественной психологии личность понимается как содержательная характеристика поэтому структурно она не может быть представлена (самый дискуссионный вопрос в психологии). В связи с этим современные отечественные психологи выделяют качественные характеристики личности (Братусь, Асмолов, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский)

Б.Г. Ананьев Л-ть – это конкретный чел, взятый в системе его устойчивых соц обусловленных психол хар-к, кот проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окр. Л-ть – кач-венно новое образование, формирующееся благод жизни чел в общ-ве (он включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в рез чего приобретает особое соц кач-во). Это происходит потому, что чел включаясь в систему общественных связей, выступает в кач-ве субъекта – носителя сознания, кот формируется и развивается в процессе деят-ти. Поэтому-то мы не говорим о Л-ти новорожденного, хотя черты индивид-ти проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Л-ть относительно поздний продукт общественно-истор и онтогенетического развития чел (Рубинштейн).

Структура Л-ти:

Способности – индивид-но-психич особ-ти чел, кот выражают его готовность к овладению опред видами деят-ти и к их успешному осуществлению. Способ-ти – высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение чел различных видов деят-ти. (смотри вопрос 32)

Темперамент – динамическая хар-ка психич деят-ти чел, проявляется в общей психич активности, моторной сфере, в эмоциональности чел. Темпер-т – характерная для данного чел совокуп-ть психич особ-тей, связанных с эмоц возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Теплов).

Характер – совокуп-ть индивид-х психич св-в, складывающихся в деят-ти и проявляющихся в типичных для данного чел способах деят-ти и разных форм поведения. (смотри вопрос 29)

Волевые кач-ва – специальные лич-тные св-ва, влияющие на стремление чел к достижению поставленных целей. Воля – это сознательное регулирование чел своего поведения и деят-ти, выраженное в умении преодолевать внутр и внешн трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. (смотри вопрос 33)

Эмоции и мотивация (направленность) – переживания и побуждения к деят-ти. Эмоции – психич процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешн и внутр ситуаций для жизнедеятельности чел. (смотри вопрос 34) Мотив – это побуждение к деят-ти, связанное с удовлетворением потреб-тей субъекта. Мотивация более обширное понятие, чем мотив. В психологии 2 значения этого понятия: 1) обозначает систему факторов, обусловливающих поведение (потреб-ти, мотивы, цели, намерения); 2) хар-ка процесса, кот стимулирует и поддерживает деят-ть чел на опред уровне. Направленность – совокуп-ть устойчивых мотивов, ориентирующих деят-ть Л-ти и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность – это установки, ставшие св-вами Л-ти и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности Л-ти лежат мотивы деят-ти. (смотри вопрос 38)

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Социальная ситуация развития подростка
Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения. ...

Теории социального научения
Анализ процесса социализации, факторов, определяющих и направляющих приобретение социального опыта и норм поведения, определил содержание концепций широкого круга ученых. Э. Толмен и Б. Скиннер ставили вопросы о необходимости изучать соци ...

Создание доверия в группе
Большинство авторов работ по теории и практике активных групповых методов соглашаются, что установление доверия очень важно для успешной работы группы. Без доверия групповое взаимодействие будет поверхностным, будет мало самоизучения. Не ...