Модель «невмешательства в жизнь ребенка»

· Характерные черты:

Цель обучения взрослого с детьми может быть выражена словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»;

Способы общения:

реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, разраженное неприятие.

Тактика общения:

«мирное сосуществование», «рядом, но не вместе».

Взгляд на ребенка

как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем.

К результатам такого подхода относятся разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Не исключено, что при этом ребенок обнаружит раннюю самостоятельность и независимость, но холодность в общении, немотивированную жестокость к животным, а в дальнейшем и к людям.

Модель «невмешательство» чаще встречается в семьях, чем в детском саду. К сожалению, формированию такой модели способствует отсутствие у родителей реального времени для полноценного общения с детьми.

УЧЕБНО-ДИСЦИПЛИНИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ

Цель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками, привить послушание.

Способы общения: наставления, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотации, окрик.

Тактика общения: диктат или (и) опека.

Методические указания превращаются в закон, недопускающие изменений. К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. У таких детей остаются несформированными навыки общения.

Альтернативу этим моделям составляет следующая модель: самая оптимальная модель общения взрослых с детьми, в которой формируются добрые чувства к себе и к другим людям.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙТСВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ

Ее характерные черты:

Цель общения:

обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начало личности; развивать его индивидуальность.

Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития, координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку. Для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения с детьми способностей каждого – разрешается все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребенка: не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности. Формирование знаний, умений и навыков не цель, а средство полноценного развития личности.

Способы общения:

понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения

: сотрудничество; динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование).

Личностная позиция педагога:

исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Взрослый придерживается принципа «вместе».

Я.Л. Коломинский отвечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию.

Именно ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (провести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.

Наше дошкольное учреждение работает по программе «Развитие», автор Л.А. Венгер и др. Она основана на современных подходах к воспитанию детей дошкольного возраста. Предусматривает создание в детском саду условий, обеспечивающих ребенку психологический комфорт и его всестороннее развитие, ориентация на личность ребенка, отказ от жестокой регламентации в работе воспитателя.

Наличие всех вышеперечисленных проблем, связанных с некомпетентностью воспитателей и родителей по поводу неумения правильно организовывать общение с детьми, приводит к тому, что у детей появляются негативные эмоциональные состояния, такие как: агрессивность и конфликтность.

Статьи по теме:

Депрессивный стресс: предпосылки и развитие
Коллективное бессознательное, согласно традиционным представлениям, иллюстрирует материалистический импульс, в полном соответствии с основными законами развития человека. Самонаблюдение, на первый взгляд, дает инсайт, как и предсказывает ...

Организационно-процедурные этапы исследования
Этапы психологического исследования – это комплекс процедур, составляющих стадии реализации его целей и задач. Выделяются два вида этапов: этапы логического плана и организационно-процедурные этапы. Этапы логического плана отражают после ...

Научение.
Общая характеристика процесса научения. Анализ инстинктивного поведения приводит в выводу, что всё богатство и разнообразие полноценного психологического отражения связаны с научением, накоплением индивидуального опыта. Формирование пов ...