Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций

Материалы » Основы психологии » Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций

Страница 3

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни чувства занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувств составляет направленность личности.

«+» Э вызываются «+» воздействиями, кот побуждают субъекта к их достижению; «-» Э стимулирует активность на избегание вредных воздействий. Физиол механизмы Э: Э – рез сложного взаимодействия всех систем мозга: ретикулярной формации, подкорковых центров и коры г/м. Основным подкорковым образованием, ответственным за возникновение Э является гипоталамус, в кот были открыты центры удовольствия и неудовольствия. Две основные формы нарушения Э – депрессия, эйфория. Первый чел, изучивший Э – Вундт. Схема возникновения Э: обычное спокойное состояние – биол/соц значимые обстоятельства – Э (есть у чел и жив-х, у чел есть еще и чувства). Чувства – это сложная форма отражения, св-венная только чел, кот включает не только эмоц, но и понятийное отражение. Чувства вырабатываются в условиях жизни чел в общ-ве. Э очень многообразны и оцениваются по следующим параметрам: 1) модальность (кач-во); 2) интенсивность (различия по силе); 3) продолжительность; 4) осознанность; 5) сложность; 6) амбивалентность (противоположность).

Ф-ции Э: 1. Сигнальная (когда отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благопр/неблагопр для него развития событий. Субъект опираясь на свои Э совершает необходимые действия); 2. Оценочная – Э позволяет чел оценить воздействющий объект и выбрать опред способ поведения; 3. Регулятивная – Э реализуют связь с мотивом и выбором действий и способов поведения; 4. Коммуникативная – способствует общению. Проявления Э: 1) Внутр субъективные переживания; 2) Внешн: мимика, пантомимика (жесты), дейсвия – поведение и движение, биохимические изменения (адреналин), речь, вегетативные проявления. Теории Э: 1. Дарвин: эволюционная теория Э; 2. Фрэйд – сознательное, бессознательное; 3. Павлов: мышечная теория (м/ду Э и мышцами существует прямая связь); 4. Анохин: связь Э с памятью (хорошие Э, возникающие на достижении цели запоминаются, и возникает стремление к повторению); 5. Теория Джемса, Ланге: внутр переживание возникает как следствиен внешн проявления; 6. Симонов: инф-ционная теория (степень эмоц напряжения определяется потреб-тью с одной стороны и дефицитом инф-ции, необходимой для ее удовлетворения с др.). Классиф-ция Э:

1.Эмоц тон ощущений – это самая первая Э слитая с ощущением, возникающая в процессе ощущения.

2.Ситуативные Э – кратковременны, не очень сильные, проявления достаточно слабы.

3.Аффекты – очень сильные Э, кратковременные, могут быть и «+»и «-». Чел теряет контроль над собой, вследствие аффекта.

4.Страсти – очень сильные, длительные Э, подчиняют себе деят-ть и поведение людей, направлены на достижение какой-либо цели или предмета страсти.

5.Настроение – это самое длительное эмоц состояние, окрашивающее все поведение чел, небольшой силы.

Причины, вызывающие то или иное настроение:

А) внутренние – физич самочувствие; различные процессы в организме; доминирование полушария.

Б) внешние – успех – неуспех; похвала – порицание; приятное – неприятное известие.

6.Виды высших чувств (моральные – по отношению к людям, общ-ву; праксические – к труду; интеллект-ные – возникают в процессе умственной деят-ти: удивление, сомнение, восторг; эстетические).

7.Стрессы – развиваются в ситуациях длительного напряжения, высокой ответственности, когда чел не может справиться с какой-то ситуацией. Стресс дезорганизует деят-ть чел, нарушает нормальный ход её. Во внутр органах могут произойти необратимые органические изменения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Механизм развития неврозов у детей
Невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые призн ...

Симптомы в психотерапии.
Специфика поведенческого направления может быть лучше понята путем сравнения трех подходов к лечению: в рамках медицинской модели, психоанализа и поведенческого направления. В психиатрии жалобы рассматриваются в определенной диагностичес ...

Невербальное общение в педагогическом взаимодействии
Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным инструментом выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение. Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет необходимое и с ...