Общее представление о сенсорных процессах.

Материалы » Основы психологии » Общее представление о сенсорных процессах.

Страница 3

Величина АП характеризует абсолютную чувствит-ть. Чем слабее раздражитель, вызывающий О, тем выше чувствит-ть. Т.о. абсолютная чувствит-ть (Е) численно равна величине, обратно пропорциональной АПО (Р): [Е=1/Р]. Различные анализаторы обладают разной чувствит-тью. Абсолютная чувствит-ть анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога О. Величина этих порогов изменяется взависимости от разных условий: хар-ра деят-ти, возраста, ф-ционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д.

Др хар-ка чувствит-ти – это чувствит-ть к различию или относительная, разностная, т.к. это чувствит-ть к изменению раздражителя. Для того, чтобы почувствовать минимальное различие в хар-ках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на опред величину, а то минимальное различие м/ду раздражителями, кот дает едва заметное различие О, называют порогом различения. Он определяется соотношением ДI (величина, на кот должен быть изменен исходный, уже породивший О стимул, чтобы чел заметил, что он действительно изменился) и I (величина соответствующего стимула). Исследования показали, что относительная величина является постоянной для конкретного анализатора. Т.о. порог различения имеет постоянную относительную величину, т.е. всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражителю, чтобы получить едва заметное различие в О (закон Бугера-Вебера, где постоянная величина, характеризующая порог различия О, называется константой Вебера). Основываясь на экспер-х данных Вебера, Фехнер сформулировал закон: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то О будут расти в арифметической, или интенсивность О растет пропорционально логарифму интенсивности раздражителя [S=K*LgI+C] – основной психофизич закон, или закон Вебера-Фехнера.

Через 50 лет Стивенс сделал вывод, что этот закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Считал, что для О (сенсорное простр-во) характерно то же отношение, что и для простр-ва стимулов. Следует, что соотношение м/ду минимальном возможном изменении наших О и первичным О есть величина постоянная. Спор, какой закон более точный, не разрешен. Забродин снял противоречие м/ду законами Стивенса и Фехнера – обобщенный психофизич закон. Однако, как бы ни решалось это противоречие, законы Стивенса и Фехнера достаточно точно отражают суть изменения О при изменении величины раздражения:

1. О меняются непропорционально силе физич стимулов, действующих на органы чувств.

2. Сила О растет гораздо медленнее, чем величина физич стимулов.

Далее Стивенс пересмотрел закон Фехнера. Он вывел два постулата: любой человек может сравнивать свои ощущения по интенсивности и все, что можно назвать прилагательным в сравнительной степени, можно измерить. Стивенс пришел к выводу, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Эта закономерность получила название закона Стивенса.

Для чувствительности органа имеет значение и физиологическое его состояние. Значение физиологических моментов сказывается, прежде всего, в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю.

А.В. Петровский выделяется три разновидности явления адаптации.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация.

С адаптацией тесно связано явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражения (обострение ощущения холодного после горячего).

Еще одно свойство ощущений - сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов (например, усиление ритма способствует усилению мышечно-двигательной чувствительности).

Многие перцептивные задачи требуют совместной работы нескольких перцептивных систем, поэтому возможны интермодальные или переходные формы чувствительности, занимающее промежуточное положение между традиционными модальностями. Типичным интермодальным ощущением является ощущение вибрации. Другим примером служит «шестое чувство» слепых. Развитие интермодальных ощущеций, позволяющих компенсировать те или иные сенсорные недостатки, подчеркивает значение, которое имеет для развития перцептивных систем наличие конкретной перцептивной задачи.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Простые формы научения и их нейронная основа.
Известно три типа простого научения: 1)привыкание, или габитуация, 2)сенситизация и 3)классическое (Павловское) обусловливание. Простые формы научения не связанны с осознанием изменений в поведении. К этим элементарным формам способно ...

История НЛП
НЛП родилось на основе междисциплинарного взаимодействия людей, изучающих опыт работы гениальных психотерапевтов — Фрица Перлза, Вирджинии Сатир, Милтона Эриксона. Основателями НЛП считаются Джон Гриндер, профессиональный лингвист, и Рича ...

Формы мышления
Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. ...