Язык и речь. Виды и функции речи

Материалы » Основы психологии » Язык и речь. Виды и функции речи

Язык - система знаков, служащая средством человеч общения, мыслит деят-ти, сп-бом выражения самосознания Л., передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык – это общественно-историческое явление. Исторически основой возникновения языка служит труд, совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. Речь - это деятельность общения посредством языка. Речь - это язык в действии. Речь — сложившаяся исторически в пр-се материал преобразующей деят-ти людей ф-ма общения, опосредованная языком. Речь – это особая форма общения людей, в процессе которой люди осуществляют обмен мыслями и воздействуют друг на друга. Язык – это средство общения людей в форме слов.

Рубиншт гов о ед-ве сознания и речи. Благодаря речи индивидуально сознание кажд обогащается рез-тами опыта, наблюдения и знания всех людей благодаря речи могут стать достоянием кажд. Включаясь в пр-с реал практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

Речь - это форма существования осознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма мышления. Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Значен слова, обобщенно отражающее предмет, включен в реальные действенные общественные взаимоотношения людей, определяются через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деят-ти, оно включ в пр-с общения между людьми. Значение слова - это познават отношение человеч сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.

Речь – процесс общения людей посредством языка. Язык – система условных символов, с помощью кот передается сочетание звуков, имеющих для людей опред значение и смысл. Я вырабатывается общ-вом – это продукт общественно-истор развития. Каждый Я имеет свой лексический состав (значение слов), грамматику (форма слов), фонетический состав (звуки). Основное предназначение Я – закрепление за каждым словом опред значения (любое значение – это всегда обобщение предметов). Р – процесс словесного общения, в отличие от Я. Может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Каждое слово в Р вводится в опред контекст. Кроме содержания в речи выражается и наше эмоц отношен к тому, что мы говорим (эмоц-выразительная сторона Р). Р имеет и смысловой подтекст, отражающий цель (мотив). Виды Р: 1)внешн, внутр, эгоцентричная. Внешн – связана с процессом общения, обмена инф-цией. Внутр – связана с обеспечением процесса мышления. Эгоцентричная – возникает в 3 года, Р к самому себе, ребенок действует с предметами, но сознание слабовато, поэтому эта Р является планирующей. Затем эта Р превращается во внутр Р путем интериоризации (при возникновении трудностей она снова экстериоризируется). Внешн включает устную (диалогическая, монологическая), письменную Р. Диалогическая – разговор, в кот участвует не менее двух собеседников. Монологическая – Р одного чел. Письменная – Р посредством письменных знаков. Ф-ции речи: 1. индикативная (слово как указание на предмет); 2.номинативная, обозначающая; 3. познавательная; 4. коммуникативная (средство выражения и средство общения); 5. эмоциональная; 6. выразительная (речь как средство выражения включ-ся в совокуп-ть выразит движ-й, выраж-ся в интонации, паузах). 7. Сигнификативная (слово как обощение, как средство мышления). 2 осн ф-ции речи - коммуникатив и обозначающая, благодаря кот речь явл средством общения и ф-мой сущ-ния мысли, сознания, формир-ся одна через др и ф-ционир одна в др.

Статьи по теме:

Основные методы исследования готовности детей к школьному обучению
Определение понятия «готовность ребенка к школе» Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Ведь с поступлением в школу наступает совершенно новый этап жизни ребенка. И ...

Кинесика
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телод­вижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - ме ...

Групповое психоконсультирование
Среди тех, кто одним из первых в истории психотерапии обратился к групповым методам, был американский психиатр и социальный психолог Я.Морено. Он в 1932 году ввел в оборот термин “групповая психотерапия” и предложил один из наиболее эффек ...