Основные типологии характера и его акцентуации

Материалы » Основы психологии » Основные типологии характера и его акцентуации

Страница 1

Характер - совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и 'способы эмоционального реагирования (то есть речь идет о том, как действует человек). Свойства характера так же, как и свойства темперамента, относятся к формально-динамическим особенностям поведения. Однако, в первом случае эти свойства предельно формальны, во втором же несут признаки несколько большей содержательной оформленности. Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизни людей в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое неповторимыми ситуациями личной жизни.

Становление Х происходит в условиях включения лич-ти в различные по уровню развития соц гр (в семье, дружеской компании, учебном коллективе и пр.). В зависимости от того, какая гр является для лич-ти референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта гр, у чел развивиются соответствующие черты хар-ра – психич св-ва чел, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. В отеч психол чаще всего встречаются 2 подхода: 1) черты хар-ра связывают с психич процессами (выделяют волевые черты – решительность, настойчивость, самообладание, самостоят, активность, организованность; эмоц черты – порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость; интеллект-ные черты – глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность); 2) черты хар-ра рассматриваются в соответствии с направленностью лич-ти. Причем содержание направленности лич-ти проявляется в отношении к людям (правдивость, справедливость, общительность, вежливость); деят-ти (наличие жизненных целей и их достижение); окр миру (либо наличие опред убеждений, либо беспринципность) и себе. Все черты разделяются на мотивационные (побуждают и направляют деят-ть) и инструментальные (придают ей опред стиль – напр, связанные с темпер-том – экстраверсия, интроверсия, спокойствие – тревожность).

Существует 4 теории соотношения темпер-та и Х.

1. Позиция отождествления темпер-та и Х (Кречмер: темпер-т и Х однозначны).

2. Полное противопоставление (антагонизм). Левитов – темпер-т не входит в Х. Х находится в антагонистических отношениях с темпер-том. Развитие лич-ти идет по пути преодоления темпер-та Х.

3. Темпер-т выступает как ядро, элемент, неизменная часть, а Х меняется (Ганушкин).

4. Темпер-т – это природная предпосылка, врожденная динамическая сторона Х, а Х – конечный рез воспитания. (Выготский, Рубинштейн, Ананьев). Большинство придерживаются 3 и 4 теорий.

Проблемы формирования Х.

Формирование характера по Рубинштейну. Характер человека - это и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется. Характер формируется в зависимости от объективных общественных условий и конкретных жизненных обстоятельств, в которых происходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств — прежде всего темперамента — в результате его деяний и поступков.

Основную роль в формировании и развитии Х ребенка играет его общение с окр людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает его близким взрослым людям.

Сензитивным периодом жизни для становления Х можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окр взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Стиль общения взрослых др с др на глазах у ребенка, способ обращения с ним весьма важны для становления Х. Раньше других в Х чел закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им кач-ва: эгоистичность, черствость, безразличие. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт Х уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком. Те св-ва Х, кот наиб ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, др «деловые» кач-ва, – складываются несколько позже, в раннем дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. В Х ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, кот постоянно получают поддержку. В начальных классах школы оформляются черты Х, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окр за счет множества новых школьных друзей, взрослых – учителей. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты Х, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие основы его. К окончанию школы Х чел можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает Х чел неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы. На протяжении жизни Х меняется. Всегда легче сформировать «-» черты, чем «+», особенно с возрастом.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Опасность современных компьютерных технологий
С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под ...

Выражение лица (мимика)
Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с м ...

Квази-потребности
Аналогично Г. Мюррею Курт Левин считал, что понимание поведения возможно лишь исходя из целостной психологической ситуации, в которую включен субъект. Другими словами, поведение рассматривается как функция сложившегося в данный момент пси ...