Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики

Материалы » Основы психологии » Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики

Страница 3

Правила псих-го наблюдения (Р.Б.Кеттелл, 1957 г.):

1. поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях (в школе, на работе) и в разных ролевых позициях, поэтому наблюдатель должен проводить с испытуемым ежедневно определённое количество времени в течение 2-3 месяцев;

2. заранее должны быт определены черты личности или особенности поведения, которые необходимо оценить;

3. экспериментатор должен быть предварительно натренирован в подобной оценке; 4. наблюдение должно быть беспристрастным;

5. оценивать одного обследуемого должны не менее 10 наблюдателей и окончательная оценка должно представлять среднее из их наблюдений при этом суждение каждого из них должно быть независимым.

Классификация наблюдений: 1) неконтролируемое или контролируемоё; 2) простое или включённое.

2. Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, как задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Методы опроса могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, вопросы могут формулироваться в прямой форме или косвенной, они могут иметь открытый или закрытый характер.

Одним из наиболее распространённых видов опроса является интервью.

3. Интервью. Это проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. По форме оно бывает свободное, стандартизированное, частично стандартизированное. Чаще всего интервью имеет следующую структуру:

1) введение: настройка на беседу, на сотрудничество;

2) свободные высказывания испытуемого;

3) общие вопросы («Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?);

4) подробное исследование;

5) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

В зависимости от целевого назначения И. разделяют на диагностическое и клиническое. Диагностическое И. – это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемы и неуправляемым (исповедальным). Клиническое И. – это метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

4. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Это количественно-качественный анализ документальных источников (писбма автобиографии дневники, фотографии записи на киноплёнке, произведения искусства, материалы средств массовой информации, газеты, журналы), позволяющих изучать продукты человеческой деятельности. Для того чтобы при изучении документов можно было преододеть субъективизм исследователя, был разработан сепциальный метод «контент-анализ». Основная процедура контент-анализа связана с переводрм качественной информации на язык счёта. Выделяются два типа единиц: смысловые (качественные, единицы анализа) и единицы сета (количественные).

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Организационная культура и мотивация персонала
Задача развития персонала решается более успешно, если мотивация сотрудников соответствует характеристикам организационной культуры (ОК), обеспечивающей сильные позиции компании в конкурентной среде бизнеса. Такое соответствие может дости ...

Выводы
Исследованиями сектора логопедии института дефектологии установлено, что среди неуспевающих учащихся начальной школы немалую часть составляют дети с отклонениями в речи, что лишает их необходимой готовности усваивать звуковой состав слова ...

Виды профессионального общения сотрудников таможенных органов.
Для продуктивного контакта с людьми сотруднику таможенных органов мало обладать специальными познаниями, нужна еще особая психологическая подготовленность в сфере общения. Имеются в виду развитые качества рефлексии - опережающего восприят ...