Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии

Материалы » Основы психологии » Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии

Страница 3

Ситуации же структурированы по длительности времени, в течение которого сохраняется основное качество данных условий. Низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные. Следующий уровень – ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы. Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда, досуга, быта задают третий уровень. Наконец, более долговременные устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности – в рамках определенного типа общества, широкой экономической, идеологической, политической структуры его функционирования. Таким образом, структура ситуаций, в которых действует индивид, может быть так же изображена при помощи характеристики ее ступеней.

Иерархия уровней различных диспозиционных образований буде строиться следующим образом: каждой диспозиции будет соответствовать пересечение уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. Выделим 4 уровня диспозиций:

1. первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, как их понимал Д.Н. Узнадзе: они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших предметных ситуациях.

2. более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответственно, - социальные фиксированные установки или аттитюды, которые по сравнению с элементарными фиксированными установками имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты).

3.третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная работа, конкретная область досуга и пр.)

4. Высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.

Данная иерархия выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности: первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию (поведенческий акт); второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях; третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением; четвертый уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности. Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий жизненный план, важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека – в области труда, познания, семейной и общественной жизни.

Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения.

Исследования Уоша показали, что установки меняются в результате необходимости адаптироваться к требованиям реальной ситуации. В этих исследованиях было обнаружено, что установки слабее реальности, и человек может в значительной степени отказываться от установок в значимых для него областях поведения большой пласт исследований связан с различными гендорными, этническими и т.д. установками. Показано, что в установках часто закрепляются и сохраняются представления, которые не соответствуют реальности.

Установка предопределяет поведение, если:

· уменьшены другие влияния

· установка соответствует действию

· если установка является сильной, важно, чтобы она входила в личный опыт жизни

· доведение установки до сознания.

Чтобы усилить связь между установкой и поведением, нужно чаще упоминать об установке.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Понятие речи. Виды речи
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств язык ...

Основные направления современной психотерапии
Классический психоанализ направлен на то, чтобы дать Эго достичь победы над Ид, усилить Эго, сделать его независимым от Супер-эго. Цель психоанализа — сделать бессознательное сознательным и через это помочь человеку решить свои психологич ...

Решение мыслительных задач. Интеллект
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещ ...