Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения

Материалы » Основы психологии » Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения

Страница 2

1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличии от простого движения информации между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности .Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект.

2. Характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, то есть знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в чисто информационных процессах.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. «Все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и рецепиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят психологический или социальный характер. С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить более чисто выраженный психологический характер: А) Застенчивость, Б) Неприязнь и отторжение.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие: А) Активация – побуждение к действию в заданном направлении, Б) Интердикция – не допуск к какому-то действию. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Структура коммуникативного акта. Яноушек – 1ая модель. К – коммуникатор (передатчик информации) – он инициирует коммуникацию и определяет модель коммуникативного акта. 2-ой компонент – сообщение (С). в структуру сообщения входит такая информация, которая передается (текст, невербальные компоненты). Сообщение – это любая передаваемая информация. 3-ий компонент – реципиент (Р) – принимающее устройство в данной модели. К-С-Р – Однонаправленная, последовательная передача информации.

Однако эта модель не раз модифицировалась. 2-ая модель – отслеживания передачи смысла сообщения. Коммуникатор обладает интенцией (намерения) к передаче некоторого смысла, смысл открыт только коммуникатору, следовательно, его нужно облечь в какую-то форму, а именно в текстовую, что называется процессом кодирования. Текст – итог кодировки. Принимающий осуществляет процесс декодирования (раскрывает смысл).

3-я модель сугубо прикладная, предложенная Лассуэлом (журналистом). Он изучал воздействие средств массовой информации на людей. Модель: существует коммуникатор, (кто), существует сообщение или текст (что), существует способ (как) – канал передачи сообщения, существует реципиент (кому) – это аудитория, и последнее – с каким эффектом было передано сообщение – эффективность воздействия.

Характеристики, влияющие на эффективность коммуникации. 1). Характеристики Коммуникатора. К А) должен быть привлекателен. Б) К- должен заслуживать доверия (эксперт), высокая скорость и прямой стиль речи, использование контакта глазами с аудиторией – такой К воспринимается более кредитным (привлекательным). В) К должен восприниматься аудиторией как человек, который подчеркнуто не показывает своего интереса, а излагает все достаточно отстраненно. Отечественные наработки в этой области. Способы личного включения в контакт который характеризует Коммуникатора. 1) Авторитарный способ включения – К вытесняет из сознания реципиента его собственное содержание и заменяет их своими. Пример, лекции; реклама – ситуация опосредствованного воздействия, но авторитарная. Эффективность такого воздействия – позволяет достичь быстрого эффекта, но продолжается не долго. Подобные способы позволяют передать больше информации за короткий срок. 2) Диалогическое включение (на равных). Подобное включение ограничено в своем объеме участников. Организация: круговое размещение, где предлагается обсуждение, а не монолог. К - к его высказываниям предъявляется требование персонификации: А) Коммуникатор беспрепятственно выражает свои мысли, не скрывает свою точку зрения на высказывание; Б) К – не является закрытой фигурой для участников обсуждения. Эффект отсрочен, но более длителен. 3) Конформное включение – отсутствие воздействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Психоаналитические концепции изменения мотивации
В классическом психоанализе 3. Фрейда подразумевается единый, хотя и диалектически противоречивый, источник всего богатства мотивационных проявлений личности (мортидо и либидо). Динамика развития личности заключается в смене объектов, на ...

Невроз навязчивых состояний
К неврозу навязчивых состояний ведет предневроз, имеющий свои специфические особенности. Обычно этот предневроз возникает у детей «эгофильного» типа, при воспитании которых или в связи с неблагоприят­ными обстоятельствами их жизни чрезвыч ...

Гиппокамп и миндалины
В точности неизвестно, какую роль он играет в процессах научения и памяти. У тех немногих больных, о которых было известно, что они страдают тяжелыми двусторонними поражениями гиппокампа, процессы научения были серьезно нарушены. Они не м ...