Основы общения

В результате исследований Бураковой М.В. определены портреты субъектов с различной гендерной идентичностью. Характерными особенностями субъекта с маскулинной гендерной идентичностью являются: направленность на достижение социального успеха, на решение задачи, на удовлетворение собственных потребностей и игнорирование потребностей партнера; низкая эмпатичность, низкая эмоциональность в отношениях с партнером; стратегии взаимодействия независимого, доминантного и компетентного типов. Невербальное общение отличается высокой экспансивностью, низкой интенсивностью использования кинесических и такесических элементов, низкой выразительностью, а также низкой способностью к кодированию информации посредством динамического невербального поведения.

Характерными особенностями субъекта с фемининной гендерной идентичностью являются: направленность на создание гармоничных взаимоотношений с окружающими и поддержания равновесия в общении; стратегии взаимодействия зависимого подчиненного, некомпетентного типов; высокий уровень развития эмпатии и высокая эмоциональность в отношениях с партнером. Стратегия невербального общения субъекта с фемининной гендерной идентичностью характеризуется низкой экспансивностью, высокой интенсивностью использования кинесических и такесических элементов невербального поведения, высокой выразительностью, а также высокой способностью к кодированию информации посредством динамического невербального поведения.

Характерными особенностями субъекта с андрогинной гендерной идентичностью являются: направленность на установление баланса между сферой межличностных отношений и сферой достижений; сочетание направленности на создание гармоничных взаимоотношений с окружающими и психологического комфорта с направленностью на достижение социального успеха, на решение задач; стратегии взаимодействия компетентного и дружелюбного типов; высокая эмпатичность и высокая эмоциональность. Стратегия невербального общения субъекта с андрогинной гендерной идентичностью характеризуется средней экспансивностью, высокой интенсивностью использования кинесических и такесических элементов невербального поведения, высокой выразительностью, а также высокими способностями к кодированию информации посредством динамического невербального поведения.

Проблеме взаимопонимания в общении особое место уделено в работах В.В. Знакова, который считает, что "важным фактором, нередко затрудняющим взаимопонимание между людьми, являются половые различия в понимании самих понятий "взаимопонимание" и "межличностное понимание", а также распространенные стереотипы интерпретации поведения представителей противоположного пола". Как подчеркивает В.В. Знаков, исследования в данной направлении начались довольно давно, результаты которых говорят нам о том, что женщины лучше понимают людей, чем мужчины; юноши и девушки в слов "понимание" вкладывают различный смысл: юноши подчеркивают моменты объективного знания ("понять человека – значит хорошо знать его") или интеллектуального сходства ("думать, как он, иметь общие интересы"), девушки же делают акцент на "эмпатийных" моментах – сопереживании, сочувствии. Женщины глубже понимают волевые качества и черты характера, выражающие отношение человека к другим людям и к себе; мужчины лучше понимают черты характера, которые связаны с отношением к труду – целеустремленность, добросовестность, дисциплинированность. Данные половые различия означают то, что мужчины ключевое место во взаимопонимании отводят его когнитивной и интеллектуальной стороне, женщины - той стороне, которая связана с межличностными отношениями.

Статьи по теме:

Возможности регуляции психических и физиологических параметров человека с помощью потребления воды разной степени биогенности
В рамках настоящего исследования была поставлена следующая цель: экспериментально изучить воздействие воды разной степени биогенности на психические и физиологические показатели человека, и разработаны следующие задачи: теоретический анал ...

Основные методологические принципы научной психологии
Методология – это система принципов организации теоретической и практической деят-ти, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знан ...

Квази-потребности
Аналогично Г. Мюррею Курт Левин считал, что понимание поведения возможно лишь исходя из целостной психологической ситуации, в которую включен субъект. Другими словами, поведение рассматривается как функция сложившегося в данный момент пси ...