Межличностные отношения в «детском обществе»

Страница 3

- это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем, по существу это право быть взрослым. Ребенку часто нельзя обеспечить полного равенства прав, например, если речь идет о его здоровье, однако, «совещательный голос» ребенок должен иметь. У ребенка должно быть ощущение, что именно он выбирает.

Среди неадекватных способов оценки детей распространенной является манера оценивать (как негативно, так и позитивно) личность ребенка в целом, а не конкретные его поступки: « ты тупой»!», «Ты – трус!».

Поэтому следует оценивать конкретные поступки ребенка: «ты отвлекаешься и не думаешь сейчас!» (но не «тупой»), «Ты струсил!» (но не «трус»). Это помогает избежать «программирования на все дурное и низкое».

В.А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с формирования чувства успеха: оно должно присутствовать не только в конце действия, но и вначале.

Каждый педагог должен самостоятельно решать задачу – за что хвалить ребенка, какие стороны его поведения или, может быть, результаты сделанного им, могли бы дать повод к положительной оценки личности ребенка.

Когда взрослые хотят пресечь те или иные действия ребенка, они прибегают к запретам. Но запреты представляют собой вызов к действию.

Наряду с предъявлением запрета следует указывать на необходимость или возможность существования замещающих действий, альтернативных запрещенному («Вот что нужно делать»).

Это общение требует от педагога наибольшего педагогического мастерства.

Общение «Дитя – Родитель».

Намеренно создаются ситуации, когда педагог «ошибается», а дети его поправляют, это развивает у ребенка чувство уверенности в себе.

Воспитатель просит завязать ему глава и говорит, что будет выполнять по их команде задания, которые обычно предлагает им сам. Такие ситуации создают условия, способствующие установлению между воспитателем и ребенком благоприятного контакта.

Общение «Дитя – Взрослый».

Можно попытаться организовать такую ситуацию, в которой ребенок оказывается компетентнее взрослого. Например, дети играют, а взрослый просит принять его в игру, но якобы не знает ее правил. Взрослому должно быть трудно играть. Помогая педагогу, дети осваивают позицию поддержки другого.

Общение «Взрослый-Родитель».

Этот стиль общения мало распространен в практике. Мы превращаем ребенка не просто в помощника воспитателя, а в защитника его интересов. Например, малышу доверяют часы и просят следить за тем, чтобы воспитатель не просрочил время важной встречи или начало занятий. При этом взрослый ссылается на занятость, которая мешает ему следить за временем. В данном случае педагогу важно выдержать определенный тон общения с ребенком, при котором должны присутствовать и озабоченность, и заинтересованность в помощи именно этого ребенка: «Я прошу тебя, потому что ты не забудешь».

Общение «Взрослый – Взрослый».

Это общение серьезное, на равных. Надо проявить искренность в восприятии ребенка как взрослого, стремление совместно с ним действовать, узнавать, открывать.

Общение «Взрослый – Дитя».

Правило, которого следует придерживаться педагогу, может быть сформулировано как понимание, принятие и признание.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Основы психотерапии
Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche - душа иtherapeia – забота, уход, лечение), - «лечение души» и «исцеление душой». Введен термин в 187 году В.Тьюком («Иллюстрация вл ...

Понятие «леворукость», виды, теории происхождения
В Европе большая часть людей является праворукими. Но есть огромные области, например, на севере России, где 80% людей среди нанайцев, эвенков, селькупов от численности всего населения леворукие или амбидекстры (одинаково действующие как ...

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуника ...