Межличностные отношения в «детском обществе»

Страница 3

- это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем, по существу это право быть взрослым. Ребенку часто нельзя обеспечить полного равенства прав, например, если речь идет о его здоровье, однако, «совещательный голос» ребенок должен иметь. У ребенка должно быть ощущение, что именно он выбирает.

Среди неадекватных способов оценки детей распространенной является манера оценивать (как негативно, так и позитивно) личность ребенка в целом, а не конкретные его поступки: « ты тупой»!», «Ты – трус!».

Поэтому следует оценивать конкретные поступки ребенка: «ты отвлекаешься и не думаешь сейчас!» (но не «тупой»), «Ты струсил!» (но не «трус»). Это помогает избежать «программирования на все дурное и низкое».

В.А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с формирования чувства успеха: оно должно присутствовать не только в конце действия, но и вначале.

Каждый педагог должен самостоятельно решать задачу – за что хвалить ребенка, какие стороны его поведения или, может быть, результаты сделанного им, могли бы дать повод к положительной оценки личности ребенка.

Когда взрослые хотят пресечь те или иные действия ребенка, они прибегают к запретам. Но запреты представляют собой вызов к действию.

Наряду с предъявлением запрета следует указывать на необходимость или возможность существования замещающих действий, альтернативных запрещенному («Вот что нужно делать»).

Это общение требует от педагога наибольшего педагогического мастерства.

Общение «Дитя – Родитель».

Намеренно создаются ситуации, когда педагог «ошибается», а дети его поправляют, это развивает у ребенка чувство уверенности в себе.

Воспитатель просит завязать ему глава и говорит, что будет выполнять по их команде задания, которые обычно предлагает им сам. Такие ситуации создают условия, способствующие установлению между воспитателем и ребенком благоприятного контакта.

Общение «Дитя – Взрослый».

Можно попытаться организовать такую ситуацию, в которой ребенок оказывается компетентнее взрослого. Например, дети играют, а взрослый просит принять его в игру, но якобы не знает ее правил. Взрослому должно быть трудно играть. Помогая педагогу, дети осваивают позицию поддержки другого.

Общение «Взрослый-Родитель».

Этот стиль общения мало распространен в практике. Мы превращаем ребенка не просто в помощника воспитателя, а в защитника его интересов. Например, малышу доверяют часы и просят следить за тем, чтобы воспитатель не просрочил время важной встречи или начало занятий. При этом взрослый ссылается на занятость, которая мешает ему следить за временем. В данном случае педагогу важно выдержать определенный тон общения с ребенком, при котором должны присутствовать и озабоченность, и заинтересованность в помощи именно этого ребенка: «Я прошу тебя, потому что ты не забудешь».

Общение «Взрослый – Взрослый».

Это общение серьезное, на равных. Надо проявить искренность в восприятии ребенка как взрослого, стремление совместно с ним действовать, узнавать, открывать.

Общение «Взрослый – Дитя».

Правило, которого следует придерживаться педагогу, может быть сформулировано как понимание, принятие и признание.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Понятие общественности и общественного мнения
Еще в Х IX веке издатель американской газеты "Atlantic Monthly" Джеймс Рассел Лауэлл отмечал: "Давление общественного мнения подобно атмосферному. Его не видно, однако оно давит с силой шестнадцать фунтов на квадратный дюйм ...

Соотношение объекта и предмета исследования
Понятие объекта исследования. В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объектисследования - это определенная совокупность свойств и отношений; которая сущес ...

Предневроз начальная стадия формирования невроза
Предневроз характеризуется эгоцентричностью. Страдающий предневрозом ребёнок чрезмерно требователен и эгоистичен. Но исключительно в пределах дома и перед своими родными. А перед чужими людьми, в том числе и сверстниками, он испытывает ст ...