Применение теории А. Адлера в психокоррекции

Материалы » Основы психолого-педагогической коррекции » Применение теории А. Адлера в психокоррекции

Страница 2

Цели коррекции вытекают из основных положений концепции. Их можно представить следующим образом:

снижение чувства неполноценности;

развитие социального интереса (просоциальной направленности);

коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.

Позиция психолога. Психологи, работающие в адлерианском русле, в центр своей деятельности выдвигают когнитивные аспекты психокоррекции, основная предпосылка их работы – найти ошибку в «картине мира» клиента, из-за которой возникают психологические проблемы. Возможны четыре типа ошибок.

1. Недоверие.

2. Себялюбие.

3. Нереалистические амбиции.

4. Недостаток уверенности.

Требования и ожидания от клиента. Основное для клиента – занять партнерскую позицию, т.е. позицию «на равных» по отношению к психологу. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска – базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностей их коррекции. Клиент трактуется как «растерявшийся», «обескураженный», поэтому подбадривание, обращения к его личностным ресурсам – важное условие совместной работы. В начале психокоррекционных воздействий именно клиент формулирует условие контракта: цели, план осуществления, возможные препятствия, пути эффективного преодоления и т.д.

Техники

Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют следующем четырем этапам психокоррекции:

1. Установление правильных отношений. Основа этого этапа – формирование соответствующие установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Для этого используются коммуникативные навыки и умения.

2. Анализ личностной динамики. Главное на этом этапе – понимания, осознания специфики жизни клиента важное место уделяется опросу о целях жизни: «В чем вы идите свое предназначение?»; «Вам нравится то, на что вы расходуете свою жизнь?» и т.д. Для этого существуют специальные техники.

Опросник семейного созвездия содержит вопросы типа: «Как ваш отец относится к детям?»; «Кто был любимым ребенком в семье?»; «В каких отношениях вы были с отцом и матерью?»; «Каким ребенком вы были?» Смысл подобных вопросов – получить картину восприятия и раннего эмоционального опыта клиента, повлиявших на дальнейшее личностное развитие.

Набор вопросов «Раннее воспоминание». Спрашивается примерно следующее: «Я бы хотел услышать о ваших самых первых детских воспоминаниях»; «Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых ваших впечатлений» либо «Хотелось бы услышать ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым шести годам жизни». Как правило, число таких просьб ограничивают четырьмя. В ответах клиента фиксируют: доминирующую тему; повторяющуюся реакцию; позицию (участник или наблюдатель); одиночество или включенность в группу; центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

Анализ сновидения. В отличие от классического психоанализа в адлерианском подходе отсутствует фиксированная символика. Большое значение уделяется детским снам. Кроме того, сновидения рассматриваются как репетиция будущих действий.

Приоритеты. Выделяют четыре приоритетные ценности, важные для осмысления жизни: 1) превосходство; 2) контроль; 3) комфорт и 4) желание быть приятным. С целью установления свойственных клиенту приоритетов его просят рассказать о своем обычном дне: что он делает, как себя чувствует, что думает, чего избегает под любым предлогом и какие чувства вызывает у других. При этом в задачу консультанта не входит изменение приоритета, а только приложение усилий по осознанию его.

Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает текст резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры – нахождение главных ошибок в суждении о мире: гиперобобщения типа: «Нет в жизни счастья»; неверие и неосуществимые цели, например: «Я хочу нравиться всем»; ошибочное восприятие жизненных требований, например: «Все несправедливы ко мне»; отрицание собственной основополагающей ценности типа: «Я – конченый человек»;.мнимые ценности, например: «Главное – добиться своего, неважно, какой ценой».

От консультанта требуется ориентировка в системе осознаваемых допущений клиента по отношению к резюме.

3. Подбадривание. На этом этапе работы основная функция – признание личного мужества клиента, его духовных сил и главное – наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Понятие психологической этики. Этический кодекс психолога
Границы профессиональной компетентности Психологи и психотерапевты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим проф ...

Тестовые методы исследования Интеллекта
Создателем первого надёжного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, не зависимую от факторов общего интеллекта ...

Кинесика
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телод­вижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - ме ...