Проявления невропатии у детей

Материалы » Основы психосоциальной работы » Проявления невропатии у детей

Страница 1

Невропатия — это врожденная детская нервность. Дети-невропаты, как правило, изящны, худы, очень подвижны, ловки и музыкальны. Часто они опережают своих сверстников в психическом развитии (быстрее начинают говорить, читать, считать). Такие дети чрезмерно любопытны и подвижны. Внимание у них неустойчиво, эмоции очень лабильны: переходы от слез и рыданий к безудержному смеху мгновенны. А вот успокоиться им бывает сложно. Все эмоции чересчур. В связи с этим они часто конфликтуют со сверстниками, среди взрослых слывут непослушными. У детей часты нарушения желудочно-кишечного тракта (расстройства аппетита, тошнота, рвота, неустойчивый стул), повышенная потливость, кожные высыпания. Повышенная активность детей-невропатов приводит к тому, что они настолько устают за день, что не имеют сил на то, чтобы угомониться и заснуть. Уложить их спать — целая проблема. Часами родители сидят у кроватки, похлопывая, поглаживая ребенка, а то и укачивая его на руках. Кажется, что малыш уже заснул, но стоит родителю с облегчением вздохнуть и попробовать уйти, как он снова слышит требовательный оклик или плач. Сон невропатов очень чуток! Важно иметь в виду, что у этих детей часто отмечаются парадоксальные реакции на прием лекарств: успокаивающие препараты могут их возбуждать, и наоборот. Многие считают, что при трудностях засыпания может помочь широко применяемый и распространенный димедрол. Невропаты от него, как правило, возбуждаются. Совсем плохо, если в подобной ситуации родители решают, что доза была недостаточна, и дают ребенку еще таблеточку. Возбуждение у ребенка при этом усиливается, у него могут появиться галлюцинации. Дети-невропаты трудно лечатся, по с возрастом при правильном воспитании, учитывающем их особенности, они выравниваются. При общении с любыми детьми, а с невропатами особенно, важно помнить, что они очень чувствительны к эмоциям окружающих. Родителям необходимо научиться «заражать» детей своей уравновешенностью, спокойствием. Это нелегко. К сожалению, как правило, бывает наоборот — дети «заражают» родителей своим возбуждением, и мать кричит на ребенка: «Да заснешь ты, наконец, когда-нибудь! Спи сейчас же!» Разумеется, под такую «колыбельную» заснуть непросто. В педагогической литературе встречается мнение, что трудными детьми становятся в подростковом возрасте. И объясняется это особенностями переходного возраста. Однако исследования свидетельствуют, о том, что почти каждый «трудный» подросток был уже «трудным» и в раннем дошкольном возрасте, по эти его особенности тогда меньше мешали окружающим и поэтому не обращали па себя должного внимания. Между тем именно и раннем возрасте и надо было воспитывать у ребенка торможение. Хотя в подавляющем большинстве случаев указанные особенности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте и отчетливо выявляются задолго до его поступления в школу, к сожалению, большинство родителей обращаются к врачу, когда ребенок достигает школьного возраста. Почему же это происходит? Дело в том, что родители и воспитатели и раньше замечали у ребенка признаки невропатии, т.е резкую возбудимость, недисциплинированность, непослушание, но мирились с этим, так как в условиях детского сада такие дети хотя и крайне «трудны», но обычно воспитатели не ставят вопрос об исключении их из коллектива, что воспринимается многими родителями как доказательства благополучия. Происходит это потому, что не только родители, но и даже педагоги считают, что у маленьких детей эти проявления естественными с возрастом пройдут. И лишь тогда, когда такие дети приходят в школу и мешают нормальному проведению уроков, их направляют в психоневрологический диспансер. Естественно, что столь позднее обращение к врачам резко осложняет и замедляет исправление поведения таких детей. В зависимости от причины, выделяют конституциональную, или врожденную невропатию, невропатию в связи с нарушением взаимодействия «мать - ребенок», невропатию на фоне раннего органического поражения головного мозга, а также сочетанные, осложненные формы невропатии. Невропатия может обнаруживаться уже в первые дни жизни: новорожденный беспокоен, плохо засыпает, вздрагивает и пробуждается при малейшем шуме. Может не спать всю ночь, спокойно лежа с открытыми глазами. Такой малыш неохотно берет грудь, а за едой поминутно отвлекается и перестает сосать. Позднее возникают частые срыгивания, рвоты, поносы, запоры. Младенец как будто без причины плачет, кричит. У него легко возникают патологические привычки: малыш сосет пальцы, трет ножкой о ножку, раздражает половые органы. После года ребенок по - прежнему плохо спит, капризен в еде, может подолгу не есть. Из-за плохого аппетита ему не хочется жевать, и он порой часами держит за щекой не проглоченную пищу. У малыша часто нарушается стул. Все вместе это часто приводит к гипотрофии. Невротичные дети повышенно возбудимы. Будучи чем-то раздражены, они краснеют, у них наступает спазм гортани. В знак протеста ребенок может упасть на пол. Нередки у таких детей тики, заикания, гиперкинезы, общее двигательное беспокойство. Малышам нелегко сосредоточиться на чем-то одном, новое впечатление быстро отвлекает их от занятия, усидчивая работа им трудна. Дети быстро утомляются. Истощаемость нервной системы заставляет их избегать шумного детского общества, из-за чего создается впечатление замкнутости, не соответствующее действительности. Для детей с невропатией характерно астеническое телосложение. Они склонны к аллергическим реакциям, астматическим приступам, могут страдать головными болями, головокружениями, обмороками при воздействии на них отрицательных раздражителей (вид крови, духота, испуг). Артериальное давление у таких детей подвержено резким колебаниям. Выделяют два типа детей, страдающих невропатией: с повышенной возбудимостью и с повышенной истощаемостью. Для первых характерны двигательное беспокойство, переменчивость настроения, раздражительность, аффективные вспышки, на смену которым приходит сильное утомление. Дети второго типа плохо приспосабливаются к переменам привычного уклада жизни, не уверены в себе, легко впадают в угнетенное состояние. Из-за того, что обычные раздражители являются для них чрезмерными, у них могут возникать истерические приступы. По конкретным вопросам воспитания и ухода за невротичными малышами родителям нужно советоваться с психоневрологом, педиатром и психологом.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Невербальное общение в педагогическом взаимодействии
Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным инструментом выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение. Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет необходимое и с ...

Выявление организации процесса обучения и воспитания в специальной школе VIII вида
Экспериментальное исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида с.Амурзет. Данное образовательное учреждение осуществляет обязательное бесплатное обучение детей с нарушениями интеллекта разной ...

История развития психологических знаний.
Психология как учение о душе возникла более двух тысяч лет назад в качестве составной части философских учений древнегреческих и древневосточных мыслителей. Первая систематизация знаний о психике была осуществлена выдающимся древнегреческ ...