Перенос и контрперенос.

Другой компонент психотерапии - взаимоотношения между пациентом и клиническим психологом или психотерапевтом - присутствует с самого начала терапии, причем его значение возрастает тем больше, чем дольше продолжается терапия или чем чаше проводятся сеансы. Даже при самых краткосрочных курсах психотерапии эти отношения являются краеугольным камнем лечения, помогая поддерживать клиента в его трудностях и побуждать его преодолевать их. По мере продолжения терапии реалистические взаимоотношения («лечебный альянс») все более укрепляются, и на них накладываются нереалистические элементы. Это происходит в основном потому, что клинический психолог или психотерапевт больше слушает, чем говорит, а клиент раскрывает личные проблемы, которые при других обстоятельствах не обсуждал бы вообще, либо поведал лишь близкому другу или родственнику. В то же время клинический психолог (психотерапевт) мало рассказывает клиенту о своих жизненных обстоятельствах или о личных убеждениях. Интимность обстановки располагает клиента к тому, чтобы реагировать на специалиста как на близкого родственника. Клиент не может скор­ректировать свои фантазии о клиническом психологе (психотерапевте), даже сознавая, кем тот является в действительности. В результате, он переносит на клинического психолога или психотерапевта отношения и чувства, которые первоначально испытывал к другим значимым для него людям, близким ему в прошлом (обычно родители). Именно поэтому подобный процесс называется переносом.

Если клинический психолог или психотерапевт воспринимается как положительная фигура, то перенос

называют позитивным

, в противном случае — негативным

. Аналогичным образом и клинический психолог (психотерапевт) играет роль, отличную от его роли в повседневных вза­имоотношениях. Он должен оставаться непредвзятым профессионалом и в то же время быть искренне озабоченным самыми сокровенными проблемами пациента. При семейной терапии оставшиеся неохваченными члены семьи не должны почувствовать, что клинический психолог на чьей-то стороне. Даже квалифицированному, обладающему хорошей подготовкой специалисту не всегда удается достичь этого сочетания беспристрастности и заинтересованности. Со временем клинический психолог может не только отреагировать на личность клиента, но и перенести на него свои мысли и чувства, которые испытывал по отношению к другим людям в своей жизни. Этот процесс называется контрпереносом

И перенос, и контрперенос могут препятствовать работе с клиентом, но могут быть и обращены на пользу. Один из недостатков переноса связан с тем, что он может спровоцировать поведение клиента, отвлекающее от основного плана терапии (попытки продлить беседы, настоятельные просьбы о дополнительных встречах, драматическое поведение, требующее безотлагательных действий, например, угроза самоубийства, сексуальные чувства). Из-за переноса иногда бывает трудно довести терапевтический процесс до конца, возможно обострение уже ослабленных было симптомов. Если соответствующие проявления будут замечены на ранней стадии и своевременно обсуждены, то затруднения можно предотвратить с той дополнительной пользой, что клиент больше узнает о себе.

Контрперенос вызывает трудности тогда, когда клинический психолог или психотерапевт слишком вовлечен в проблемы клиента или слишком раздражен им. Но, и это может быть обращено на пользу. Если клинический психолог распознает эти чувства и выяснит как они возникли, то он узнает больше о своем клиенте, а также - что не менее важно- о себе.

Перенос и контрперенос развиваются при интенсивных формах терапии, основанных на психоанализе, когда перенос поощряется с терапевтической целью. Однако важно учитывать, что эти явления наблюдаются в той или иной степени при любом виде психологической помощи.

Статьи по теме:

Параноидальный стиль
В личностном профиле такого лидера подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, нередко непредсказуемость, стремление к контролю над другими — либо открыто, либо путем скрытых манипуляций. Лучши ...

Мотивационная сфера психики
Одной из проблем, активно исследуемых современной психологией, является проблема мотивации человеческого поведения и деятельности. Сущность проблемы заключается в том, чтобы изучить побудительные силы, благодаря которым включается психиче ...

Нарушения речи при снижении слуха
На развитии речи тугоухих (слабослышащих) детей сказывается время наступления тугоухости, степень снижения слуха, общее состояние ребенка и характер медико-педагогического воздействия в каждом конкретном случае. Даже незначительная тугоух ...