Воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления

Материалы » Особенности активных групповых методов обучения и их проявление » Воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления

Страница 2

10. Катарсис. Обсуждение в группе скрытых или подавленных «неприемлемых» потребностей, сосредоточение внимания на таких непроанализированных эмоциях, как чувство вины или враждебности, ведет к психологическому очищению, облегчению и свободе. Однако реальной пользой катарсиса может явиться усиление сплоченности вследствие интенсивного взаимодействия в безопасном, принимающем окружении.

Согласно Ялому, эти десять факторов, оказывающие эффективное психотерапевтическое воздействие и характерные для большинства групп, взаимозависимы, действуют совместно друг с другом. Вопрос о том, какие из них являются строго необходимыми, остается достаточно сложным потому, что разные авторы, основываясь на перечне Ялома выделяют одни факторы и пренебрегают другими.

Ни один из указанных Яломом воздействующих факторов не может проявиться сам по себе, без специального целенаправленного усилия со стороны тренера и группы и наличия благоприятных условий для их проявления. Учитывая, что факт эффективности группового воздействия на личность доказан многими авторами, рассмотрим, какие аспекты работы группы присущи большинству социально-психологических тренингов. Это поможет понять какие условия, заложенные в групповой форме работы, создают ту благоприятную ситуацию, в которой эффективно проявляются воздействующие факторы. Большинство авторов указывают такие аспекты групповой формы работы тренинга как:

1. Групповая динамика. Наибольшая эффективность СПТ достигается, если тренинг построен в соответствии с принципами динамики развития группы в ходе целенаправленного взаимодействия. Практически все исследователи и разработчики СПТ согласны в том, что группа людей, одновременно проходящих тренинг, участвующих вместе в упражнениях и дискуссиях, имеет определенные закономерности в развитии отношений, личных ориентаций, поведенческих реакций.

2. Состав группы. Большое влияние на эффективность СПТ оказывают характеристики участников группы. В диссертационной работе, как наиболее значимый, рассматривается критерий однородности группы.

3. Обратная связь. Обратная связь является одним из наиболее распространенных методов в работе СПТ. Она позволяет участникам получать максимальное количество информации о себе, но в то же время содержит опасность некорректного воздействия со стороны других участников группы.

4. Атмосфера доверия. Данная характеристика групповой работы СПТ вызывает много споров по поводу ее адекватности условиям обыденной жизни. В работе рассматриваются положительные и отрицательные стороны доверительного климата в СПТ.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте
Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым ...

Классификация функций невербального поведения
Мы осуществляем бесчисленное множество видов невербального поведения, некоторые из них имеют отношение к общению, некоторые - нет. Каждый из них имеет тем не менее свою причину и несет свой собственный, присущий ему смысл или сообщение, к ...

Рекомендации для родителей
Выполнение домашнего задания Выполнение домашних заданий ребенком в начальной школе ‑ проблема непростая и для него самого, и для его родителей. Папам и мамам приходится уделять немало времени для совместного «творчества» со своим ...