Воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления

Материалы » Особенности активных групповых методов обучения и их проявление » Воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления

Страница 2

10. Катарсис. Обсуждение в группе скрытых или подавленных «неприемлемых» потребностей, сосредоточение внимания на таких непроанализированных эмоциях, как чувство вины или враждебности, ведет к психологическому очищению, облегчению и свободе. Однако реальной пользой катарсиса может явиться усиление сплоченности вследствие интенсивного взаимодействия в безопасном, принимающем окружении.

Согласно Ялому, эти десять факторов, оказывающие эффективное психотерапевтическое воздействие и характерные для большинства групп, взаимозависимы, действуют совместно друг с другом. Вопрос о том, какие из них являются строго необходимыми, остается достаточно сложным потому, что разные авторы, основываясь на перечне Ялома выделяют одни факторы и пренебрегают другими.

Ни один из указанных Яломом воздействующих факторов не может проявиться сам по себе, без специального целенаправленного усилия со стороны тренера и группы и наличия благоприятных условий для их проявления. Учитывая, что факт эффективности группового воздействия на личность доказан многими авторами, рассмотрим, какие аспекты работы группы присущи большинству социально-психологических тренингов. Это поможет понять какие условия, заложенные в групповой форме работы, создают ту благоприятную ситуацию, в которой эффективно проявляются воздействующие факторы. Большинство авторов указывают такие аспекты групповой формы работы тренинга как:

1. Групповая динамика. Наибольшая эффективность СПТ достигается, если тренинг построен в соответствии с принципами динамики развития группы в ходе целенаправленного взаимодействия. Практически все исследователи и разработчики СПТ согласны в том, что группа людей, одновременно проходящих тренинг, участвующих вместе в упражнениях и дискуссиях, имеет определенные закономерности в развитии отношений, личных ориентаций, поведенческих реакций.

2. Состав группы. Большое влияние на эффективность СПТ оказывают характеристики участников группы. В диссертационной работе, как наиболее значимый, рассматривается критерий однородности группы.

3. Обратная связь. Обратная связь является одним из наиболее распространенных методов в работе СПТ. Она позволяет участникам получать максимальное количество информации о себе, но в то же время содержит опасность некорректного воздействия со стороны других участников группы.

4. Атмосфера доверия. Данная характеристика групповой работы СПТ вызывает много споров по поводу ее адекватности условиям обыденной жизни. В работе рассматриваются положительные и отрицательные стороны доверительного климата в СПТ.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Тестовые методы исследования Интеллекта
Создателем первого надёжного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, не зависимую от факторов общего интеллекта ...

Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии
При делении наук на гр по признаку предмета изучения выделяют: естественные (изучают природу), гуманитарные (общ-во, культуру, историю), технические (средства производства и орудия труда). П принято относить к гуманитарным, т.к. чел сущ-в ...

Специфика невербальной коммуникации в Соединенных Штатах Америки
Несмотря на то, что культура США считается вербальной, невербальному коммуникативному поведению принадлежит значительная роль. К невербальному поведению относится дистанция общения (что касается американцев, то у них поддерживается достат ...