Нейропсихология и содержание синдромного нейропсихологического анализа.

Нейропсихологический подход к проблеме трудностей обучения в школе » Нейропсихология и содержание синдромного нейропсихологического анализа.

Страница 1

В целом нейропсихология как наука вносит вклад в понимание системного строения высших психических функций человека в норме и в патологии, при отклонениях в развитии, а также в приобретенных патологиях.

Детская нейропсихология - относительно новая ветвь клинической психологии. Она распространяется на новые практические области, включая помощь детям с трудностями обучения, с задержками психического развития. Нейропсихология позволяет выяснить, какие звенья высших психических функций развиты у ребенка хорошо, сильно, а какие - более слабые, и за счет чего имеются те или иные трудности обучения. Системный анализ позволяет строить оптимальные научно-обоснованные методы коррекционно-обучающего, коррекционно-развивающего, или восстановительного обучения.

Детские нейропсихологи имеют дело с дошкольниками, младшими школьниками (им уделяется центральное внимание), и с подростками.

Работа с дошкольниками - перспективная область, чрезвычайно важная для развития нашего общества, ибо это проблема помощи детям с трудностями обучения. Количество таких детей растет на 3-5% каждые 5 лет [26]. В работе с детьми 6-7 лет (до их поступления в 1 класс) важно вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не создавалось «навыка неуспешного учения». Нейропсихологи выделяют индивидуально-типологические особенности детей, их сильные и слабые стороны. Это - дети близкие к норме, у которых трудности обучения могут быть связаны с каким-то определенным предметом (овладение письмом, математикой и т.д.). Трудности обучения могут быть и более развернутые (например, недостатки программирования и контроля действий, отражающиеся на нескольких областях активности).

Нейропсихология распространяется и на работу с умственно-отсталыми детьми. У таких детей не происходит полного общего одинакового снижения всех психических функций, это снижение неравномерное. Нейропсихолог может выявить эту неравномерность и помочь учителям построить специализированное для данного ученика коррекционное обучение.

Нейропсихологический подход к проблеме неуспеваемости детей еще очень новый. Как считает Л.С. Цветкова [23], в этой области наука еще «делает первые шаги» и эта проблема «нуждается в исследовании» в первую очередь. «Нейропсихология, с одной стороны, позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональ­ные системы оказались нарушенными или в свое время несформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития или учеником в обучении, а с другой — она обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Нейропсихология детского возраста, помогая находить и давать правильную квалификацию затруднениям, возникающим у детей в усвоении учебных предметов, тем самым способствует полноценному овладению знаниями, развитию способностей ученика, становлению личности, таких качеств, как уверенность, чувство собственного достоинства и др. Эти качества личности напрямую связаны с широтой знаний и умений, легкостью овладения школьными знаниями» [23, с.12].

У детей классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) обнаруживаются следующие трудности, которые Н.М.Пылаева [26] упорядочила по частоте встречаемости:

1.сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестичеких процессов, недостаточная сформированность речи;

2.недостаточное развитие функций программирования и контроля;

3.зрительно-пространственные и квази-пространственные трудности;

4 и 5 место делят трудности переработки слуховой и зрительной информации.

Недостаточная сформированность этих функций может проявляться как изолированно, так чаще в сочетании, что ведет к значительному снижению возможностей к обучению.

При работе с неуспевающими детьми перед нейропсихологом стоят две задачи: диагностика и коррекционная работа. Они ориентируют нейропсихолога как вспомогательную службу в школе - помочь ученику учиться, а учителю - учить. От понимания учителем сильных и слабых звеньев ребенка во многом зависит успешность обучения

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Социальный генезис: предпосылки и развитие
Сознание, согласно традиционным представлениям, осознаёт эриксоновский гипноз, в полном соответствии с основными законами развития человека. Конформизм неравномерен. Однако Э. Дюркгейм утверждал, что импульс осознаёт когнитивный онтогенез ...

Психологическая диагностика детей группы риска. Дефектодиагностика
Выявление детей «группы риска». Прежде всего, необходимо четко сформулировать критерии, по которым ребенка можно отнести к «группе риска», и в соответствии с ними подбирать методики. Желательно ограничиться двумя, максимум тремя критериям ...

Агрессия
Исходно, в филогенетическом плане, она выполняет защитную функцию, позволяя субъекту удовлетворять свои потребности, расширять свои возможности, невзирая на препятствия, и обеспечивая выживание сильнейшего /3/. В онтогенетическом плане он ...