Нейропсихологический подход. Основные принципы

Материалы » Нейропсихологический подход к проблеме школьной неуспеваемости » Нейропсихологический подход. Основные принципы

Страница 1

Нейропсихология – область психологии тесно связанная в мирровой науке с именем одного из выдающихся отечественных психологов - А.Р. Лурия. Нейропсихология изучает мозговую организацию психических функций. Центральное в нейропсихологическом подходе занимает знание того, какие именно составляющие психики, входящие в психические действия, связаны с работой известных на сегодняшний день зон мозга. Сложные по своему составу психические процессы разделяются в соответствии с представлениями психологии на взаимосвязанные звенья, которые соотносятся также между взаимосвязанными между собой отделами коры, подкорковых образований правого и левого полушарий мозга. Это знание было накоплено при изучении и диагностике нарушений психической деятельности, обусловленных поражениями мозговых структур при опухолях, травмах, инсультах и других заболеваниях нервной системы. стеновые панели шпон дерево

В силу многозвенности своего внутреннего строения ни одна психическая функция при заболеваниях нервной системы никогда не нарушается полностью, всегда остаются сохранные составляющие. Вместе с тем никогда не нарушаются все психические процессы одновременно. На этом основании разработаны подходы к психологической коррекции, где психические функции, пострадавшие в одном из своих компонентов, подлежат переструктурировании. За счет опоры на полноценно работающие звенья как внутри поломанной функции, так и за ее пределами, в других психических процессах. Данный опыт и систематизация полученных данных привели к расширению сферы приложения нейропсихологии с выходом ее за границы клиники и собственно патологических, болезненных нарушений психической деятельности человека, с обращением к изучению психики здоровых людей. В первую очередь это относиться к случаям, когда по разным причинам обнаруживаются те или иные отклонения в функционировании психики и мозга, затрудняющие возможности адаптации человека в разных сферах жизни.

Центральное место, создающих повышенную нагрузку на нервную систему и психическую сферу, занимает начальный этап обучения ребенка в школе. Это связано с существенным изменениям привычных для ребенка условий бытия, нередко приводит к школьной неуспеваемости.

До недавнего времени развитие психики ребенка рассматривалось в отрыве от развития его мозга. Лишь в случаях выраженной патологии нервной системы (врожденной или рано приобретенной) эта связь приобретала значимый характер и исследовалась специально в рамках специальной психологии. Иначе говоря, при отсутствии грубых нарушений интеллекта, дефектов речи или сенсорных систем, роль мозга декларировалась, но оставалась за скобками при изучении закономерностей индивида.

Резкое возрастание числа детей, обнаруживающих трудности в обучении, увеличение количества леворуких, необходимость формирования специальных программ по обучению и воспитанию младенцев, рожденных раньше срока или с малым весом, и соответственно с незавершенным внутриутробным становлением мозга – все это заставляет обратиться к проблеме анатомического развития мозга и морфогенезу.

Данный подход позволяет рассматривать поставленную нами проблему в системном подходе. Не касаясь всех сторон принципа системности, обратимся к некоторым тезисам, существенным для понимания смысла нейропсихологического подхода к пониманию школьной неуспеваемости:

ü Все психические процессы (действия) складываются как сложное целое, состоящее из взаимосвязанных между собой частей (или звеньев), обеспечиваются набором действующих мозговых структур, объединенных в функциональные органы.

ü Все звенья, составляющие функционального органа находятся в иерархических отношениях, то есть одни из них играют ведущую роль в структуре целого, другие – подчиненную.

ü Одно и тоже звено может входить в различные психические процессы. Соответственно, одна и та же участвует в обеспечении нескольких психических функций.

Для обозначения связи между мозговой структурой, ее ролью в функциональном органе и тем звеном в различных психических процессах, которое при этом реализуется и применяется понятие «фактор». Таким образом, связующим понятием между психическим функциями и работающим мозгом является фактор.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие
Концепция «Культурно-историческая теория психики человека» разработана в 20-30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.И. Леонтьева и А. Р. Лурия. Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию. Согласно конце ...

Истерический невроз
Детям страдающим предневрозом характерно игнорирование понятий «надо» и «нельзя», «стыдно». Дети с этим предневрозом несамостоятельны и напоминают короля, который и раздеться не способен без слуг. Зато притя­зания их чрезмерно высоки. Ма ...

Ощущение, восприятие, память
В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогаща ...