Психическое развитие детей и подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды

Материалы » Некоторые особенности психического развития » Психическое развитие детей и подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды

Страница 1

Психическое развитие и становление личности в онтогенезе, исходит из положения, что психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс.

Подростковый возраст – период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в 19 веке. Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периодам.

В подростковом возрасте от 12 до 15 лет в качестве ведущей деятельности выступает интимно-личностное общение.

В среднем подростковом возрасте (14-16 лет) ускоряется умственное развитие, формируется мышление. Подросток начинает осознавать абстрактные понятия, оспаривать мнение взрослых. В среднем подростковом возрасте личность выходит из эгоцентрического мира в социоцентрический, обучается сдерживать свои желания.

Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я - концепции. С этим связаны колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста – в самоутверждении и общении со сверстниками.

Характер общения ребенка с взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного, эмоционального контакта, то совместной деятельности. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития.

Среда не только внешнее условие, но и подлинный источник развития ребенка. Это обуславливает высокую актуальность исследований воздействия химически эконеблагоприятной среды на психическое развитие детей и подростков.

С учетом выше изложенного были обследованы подростки 12 и 14 лет, проживающие в условиях химического загрязнения окружающей среды (концентрация вредных химических веществ в воздухе превышала ПДК в 3-8 раз). Контрольную группу составили подростки, проживающие в условиях экологического благополучия. Количество обследованных составило 140 человек, в том числе 68 мальчиков и 72 девочки. Обследование проводили, используя методы психологического тестирования: методика «Круг», индивидуально-типологический опросник. Результаты обследования подвергались статистической обработке.

Результаты исследования самооценки по методике «Круг» показали, что в контрольной группе мальчики и в 12, и в 14 лет имеют низкую самооценку 5,0%, у 95,0% документирован эгоцентризм. У девочек контрольной группы низкая самооценка в 12 лет выявлена у 15,0%, эгоцентризм – у 85,0%, в 14 лет низкая самооценка документирована у 33,3%, эгоцентризм – у 66,6%. Таким образом, начиная с 12 лет, девочки контрольной группы выявляют более низкую самооценку по сравнению с мальчиками, и являются менее эгоцентричными.

Проживание в условиях химического загрязнения окружающей среды приводит к снижению самооценки у мальчиков 12, 14 лет и повышению у девочек 14 лет. Так, в экспериментальной группе у мальчиков 12 лет низкая самооценка выявлена у 7,2%, в 14 лет – у 15,0%, в то время как у девочек 14 лет – у 14,8% (в контрольной группе у 33,3%). При этом у 85,1% 14-летних девочек-подростков экспериментальной группы выявлен эгоцентризм (в контрольной группе у 66,6%).

Анализ гендерных различий по результатам индивидуально-типологического опросника показал, что в контрольной группе показатели по шкале тревожности выше у мальчиков 12 и 14 лет, по сравнению с девочками, что указывает на более высокую осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим. В условиях химического загрязнения окружающей среды показатели тревожности выше только у 12–летних мальчиков по сравнению с девочками.

Шкала агрессивности в норме соответствует уверенной тенденции к самоутверждению, к активной самореализации. В контрольной группе с возрастом агрессивность растет, причем у мальчиков 12 и 14 лет агрессивность больше, чем у девочек (Р<0,01-0,05). Высокие показатели агрессивности у мальчиков 12 и 14 лет доказывают проявление раскованности поведения и стремление к лидированию в пубертатный период онтогенеза.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Классификация страхов, детерминанты страха
Психологи условно делят страх на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психичес ...

Особенности личности детей с нарушением слуха
Проблема изучения личности глухого как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л. С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем е ...

Практика
Одна 70 летняя женщина продолжала злиться на мужа за поступок, который он совершил 40 лет назад. Потом поведение его было безупречным, они жили хорошо, но этот червячок продолжал её точить. Рассказывая это, пациентка горько плакала, она ...