Большая выраженность «отрицания» у больных алкоголизмом по сравнению со здоровыми можно рассматривать двояко: или как следствие болезни, или как черту личности, способствующую ее возникновению. Таким образом, основные характеристики защитного реагирования этой группы больных – функционально неразвитый и узко применяемый механизм «компенсации» и преобладание «отрицания».
Вялотекущая шизофрения.
Ведущим защитными механизмами в группах больных вялотекущей шизофренией с преимущественно неврозоподобной симптоматикой являются «проекция» и «регрессия», наименее выражен МПЗ по типу «реактивные образования». Защитный профиль больных неврозоподобной формой характеризуется также малым напряжением механизма «замещение», в психопатоподобной (по данным немногочисленных наблюдений) – сниженными значениями «отрицания» и «вытеснения».
Таким образом, учитывая повышенный тревожный фон этих больных (данные по шкале тревоги Шихана), можно говорить о недостаточном компенсирующем действии МПЗ. При этом под действием фрустрирующих факторов защитной реакцией является использование более простых и привычных поведенческих стереотипов, замена решения субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Упрощенность и «доступность» мотивационно-потребностной сферы, по-видимому, согласуется с такой чертой мышления больных шизофренией как схематичность. Неосознаваемое отвержение собственных эмоционально неприемлемых установок или желаний и приписывание их другим людям проявляется у больных шизофренией, по-видимому, и как некий защитный механизм, и как личностная черта.
Приведенные данные является предварительными.
Статьи по теме:
Пути и средства повышения эффективности организации
процесса обучения и воспитания
Предлагается организовать учебный процесс так , чтобы:
- Учащиеся, получающие образование в режиме воспитательного процесса, стали подлинными субъектами обучения, чувствовали, что учатся для себя, своего развития и совершенствования;
- ...
Теории мышления в отечественной психологии
В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления ...
Основные компоненты содержания образования
Понятие содержания образования включает ряд компонентов. Можно выделить следующие компоненты содержания образования: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.
Когнитивный опыт л ...
Актуально о психологии