Психический инфантилизм

Нервные дети » Психический инфантилизм

Страница 2

Между тем, правильное воспитание может увести от инфантильности. В таком случае к шести — восьми го­дам ребенок дозревает в высших психических функци­ях, приобретает качества мужественности и после завер­шения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью, компенсиру­емой физической ловкостью и нормальным здоровьем. Психически инфантильного по второму варианту не то­ропят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год-два, и к школе дозреет. И вновь мы видим: воспитание решает многое.

Ребенок рождается гармоничным во всех отношениях, но, защищая его от жизни, искус­ственно задерживают его социализацию эгоцентриче­ским или тревожно-мнительным воспитанием. Подобное чаще всего бывает у родивших поздно, долго ждавших Ребенка, истосковавшихся в ожидании. Шестеро взрослых любуются, тешатся одним младенцем. Самый интересный детский возраст — от двух до трех лет. И ро­дители неосознанно хотят задержать ребенка в нем, котят и преуспевают в этом. Психический инфантилизм целиком обусловлен неправильным воспитанием, когда здорового сделали незрелым и развитие лобных функций мозга искусственно задер­жали. Инфантилизм в таком случае культивируют изнеживанием и гиперопекой, от сверстников и жизни отгораживают. За ребенка думают и все за него делают, дорогу перед ним расчищают, препятствия с его пути убирают и, что бы он ни сделал, все ему прощают. А он, не ведая ни о чем, идет навстречу жизни, и встреча эта не сулит ему ничего хорошего. Дело осложняется тем, что, как уже подчеркивалось в предыдущих разделах, психическое развитие следует жесткой генетической программе и упущенное по возрасту во многом оказы­вается упущенным навсегда. В результате после пяти с половиной лет ребенок уже инфантилен объективно, как если бы ему повредили мозг. В первых двух вари­антах начиналось с повреждения, в третьем — заканчи­вается им. И третий вариант хуже первых двух. Хуже и прогноз. Тяжелее преодоление.

Мать в панике. Крупный и внешне ни в чем не усту­пающий сверстникам ребенок на уроке извлекает из портфеля игрушку и забавляется ею; встает, не обра­щая внимания на запрет учительницы, и идет к двери; в открытую говорит с соседом и просится к маме. Дома он стремится только играть. Он эгоцентричен и не при­знает отказа ни в чем. Состояние родителей он попрос­ту игнорирует. Он капризен, требователен и истеричен. Его детскость уже никого не радует. «Доктор, помоги­те!» А доктору грустно. Перед этой семьей у доктора были другие пациенты с тяжелыми врожденными или возникшими по не зависящим от родителей причинам заболеваниями. Все было понятно. Надо лечить, помочь в беде. А тут сами здорового превратили в больного. Ребенку с психическим инфанти­лизмом угрожает истерический невроз.

Все вышесказанное — серьезное предупреждение тем родителям, бабушкам и дедушкам, которые поощ­ряют инфантильное развитие своих детей и внуков. Пресловутое сюсюканье, восхищение детскостью «ми­лой малютки», сверхопека, лишение самостоятельно­сти, воспитание трехлетних как полуторагодовалых, а пятилетних как трехлетних чреваты тяжелейшими по­следствиями. В угоду эгоцентрическим тенденциям, на­слаждению детством «дорогой крошки» приносится в жертву будущее человека.

Родившегося с психическим инфантилизмом или приобретшего его в связи с неблагоприятными воздей­ствиями в первые месяцы жизни лечит врач-психонев­ролог, способствуя дозреванию высших нервно-психи­ческих функций; его консультируют по показаниям врача-эндокринолога. В случаях, когда необходимо сти­мулировать дозревание, народная медицина рекомен­дует апилак, элеутерококк и крапиву аптечную в дози­ровках, указанных во второй главе. Более эффективные средства укажет, индивидуально и по показаниям, ле­чащий врач. Такому ребенку психофизиологии рекомендуют ванны с морской солью, купания в Черном, Азовском или Каспийском морях, пребывание на солнце, но в панамке, майке и шортиках. Пусть загорают лицо, ручки и ножки. Одна­ко загорать он должен не на пляже, а на прогулке, в игре на воздухе [16, 47].

Главное же — правильное воспитание. Усилия направ­ляются прежде всего на социализацию ребенка Подчеркнуто, настойчиво прививаются понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Соблюдение с первых месяцев жизни режима сна, бодрствования, вскармли­вания в данном случае важно еще и как дисциплиниру­ющее, социализирующее ребенка воспитание. Ребенку настойчиво разъясняют последствия его ошибок, шало­стей. Ему позволяют ушибиться, чтобы дать возмож­ность прочувствовать, когда и отчего бывает больно. Та­кого ребенка постоянно побуждают преодолевать посильные трудности, неприметно помогая и радуясь вместе с ним его победам. Радость эти дети любят, оста­ется только доказать им на практике, что она в преодо­лении трудностей и в достижении результата, цели. Ин­фантильного своевременно, не щадя усилий, обучают навыкам и умениям. И это в данном случае не только необходимо для обыденной жизни, но и путь к преодо­лению психического инфантилизма. Инфантильный стремится к детям младше себя, а его следует побуж­дать к общению со сверстниками, помогая равноправно сотрудничать с ними и устраняя конфликты. Чрезмер­ность проявления эмоций мягко умеряется; взрослые воспитывают в инфантильном углубленную эмоцио­нальность, особенно отзывчивость.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Концепция исследования
После анализа и оценки исходных педагогических фактов целесообразно четко выделить и зафиксировать основные положения (постулаты, аксиомы) теоретической концепции (исходной концептуальной платформы) данного исследования. В качестве таков ...

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта за рубежом
История развития обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в Европе прошла долгий период, в течении которого происходила гумманизация отношения к данной категории детей. В атмосфере «относительного» благополучия, расцвета филан ...

Продуктивное мышление человека
В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление (Кёлер, Вертгеймер, Дункер, Майер). Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком. Книга Макса Вертхеймера, посвященная проблемам продуктивного мышлен ...