Нервность детей дошкольного возраста

Нервные дети » Нервность детей дошкольного возраста

Страница 2

Одни дети протестуют, отказываются посещать до­школьное учреждение или школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, со­глашаясь на роль «несчастья семьи, дурачка»; третьи ис­пытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу за лидерство. Но все они без исклю­чения страдают от этого. Так, к примеру, у последних, как будто социально благополучных, формируется лич­ностный радикал, характеризующийся замкнутостью, Упорством, бескомпромиссностью, ожесточенностью, высокой требовательностью к себе, обидчивостью и ра­нимостью, болезненным самолюбием с обострением чув­ства достоинства, затаенной неуверенностью в себе со сверхцелью преодолеть ее и победить в борьбе с самим собой и неблагоприятными обстоятельствами или, на­против, личностный радикал с непоколебимой верой в себя и тенденцией к ожесточенному преодолению небла­гоприятных обстоятельств и трудностей. И ребенок, под­росток с таким личностным радикалом или действитель­но побеждает, но ценой «самоедства», самосжигания, или может в конце концов капитулировать перед трудностя­ми, однако, капитулировав, он страдает втройне и раз­рушает свой организм непосильным для него пережива­ниями.

Недооценка психического состояния ребенка, его переживаний недопустима. Без понимания и учета этих переживаний невозможна профилактика психосомати­ческих болезней и их преодоление. Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном орга­низме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства «для желудка», держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основ­ную причину болезни — переживания ребенка, не из­лечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание, поскольку это не желудок плохо перева­ривает пищу, а ребенок ест себя поедом.

К возникновению психосоматического риска ведёт прежде всего неправильное воспитание. Это, во-первых дети, ставшие жертвами эгоцентрического воспитания. Им привили мысль, что они способнее, умнее других, а потому имеют право на большее. У таких детей завышена неосознаваемая самооценка.

Такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый. У него головные боли, бессон­ница. Жизнь и устремления, переживания не по возра­сту приводят к недомоганиям, характерным для рабо­тающего сверх сил взрослого человека. Такой ребенок может быть и трудным: вспыльчивым, требовательным, конфликтным, злым на язык, и родители опасаются его как трудного взрослого члена семьи и уступают ему во всем, чтобы не навлечь на себя гнев, а то и недетскую вражду [12, 56].

Второй вариант пути к психосоматическому риску чаше всего обусловлен воспитанием по типу неприя­тия. Оно формирует, как уже говорилось, заниженную неосознаваемую самооценку. Однако в данном случае ребенок не примиряется с ней. Напротив, ощущение ущербности ожесточает его, вызывает чувство проте­ста. То же самое может наблюдаться при наличии объективного психофизического дефекта. И неприни­маемый ребенок осознаваемо и неосознаваемо стре­мится доказать, но — в отличие от первого варианта — уже самому себе, что он стоит большего признания. У него подавлен инстинкт самосохранения, обостре­но до болезненности чувство достоинства. Он мучи­тельно самолюбив как раз от переживания ущерб­ности. И не завидует одаренным, но признает их преимущество. Он не враждует, а стремится не усту­пить, догнать, обойти. Признавая свою слабость, он руководствуется установкой: «Я слабее, но буду бо­роться, не жалея себя, и докажу, что достоин уваже­ния». В детском возрасте все это выражено смутно, не оформлено, выступает во многом как неосознаваемое переживание уже со старшей группы детского сада и обостряется в первых классах школы. И честолюбив, но успех, максимальное самоутверждение необходи­мая ему, чтобы достичь в первую очередь самоуважения, а уже потом уважения со стороны других.

Третий вариант пути к психосоматическому риску место при сверхсоциализации ребенка. Ребенок принял установки родителей на социальный успех как самодовлеющую ценность. Он запрограммирован как робот на роль пай-мальчика или пай-девочки и пере­прыгивает через детство. Детства нет, сверстники «пло­хие, глупые», и он общается только со взрослыми или со столь же «серьезным» однолеткой, как и он. Речь идет не о честолюбии. Такой ребенок просто не мыслит другого пути. Он чрезмерно ответственен. Все у него взрослоподобно — устремления, переживания, реаги­рование. И у него болезни взрослого возраста. Силь­ный успешно следует по жестко предписанной дороге к социальному успеху; слабый же начинает испытывать трудности с пятого класса и с этого времени попадает в группу психосоматического риска. Внутреннее напря­жение, недетские переживания приводят такого ребен­ка к нервности еще в старшей группе детского сада. Что-то не удается, противоречит его настроенности, и он раздражается, страдает от бессонницы. У него чаще все­го общие нарушения со стороны желудочно-кишечно­го тракта, неустойчивость артериального давления, на­мечаются предвестники нарушений со стороны сердца, вегетативная дистония [7, 115].

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Служебные конфликты
Правоохранительная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, требующими своевременного компетентного вмешательства на основе творческого мышления. Руководитель-профессионал отличается высокоразвитыми качествами педагогического вз ...

Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития детей
Проблема детского развития — одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие друг другу теории. Нам хотелось бы ра ...

Виды внимания
По параметру целенаправленности выделяют три вида внимания. Первый – непроизвольное внимание. Этим термином называют сосредоточенность на объекте без каких-либо волевых усилий и сознательного намерения. Это наиболее простой вид внимания. ...