Взаимосвязь языка и репрезентативных систем.

Материалы » НЛП и психологические проблемы стилей обучения » Взаимосвязь языка и репрезентативных систем.

Страница 1

Мы используем язык для передачи мыслей, поэтому неудивительно, что слова являются зеркалом, отражающим способ мышления. Рассмотрим один из тренингов, проводимых Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером, подтверждающий вышеназванную закономерность. Они взяли красные, желтые и зеленые карточки и обошли всех людей из группы, спрашивая у них о том, с какой целью они сюда пришли. Те люди, которые использовали слова и выражения, описывающие в основном ощущения, получили зеленые карточки. Те, кто выражался фразами, описывающими звуки, получил желтые карточки. Те же представители группы, которые использовали слова и выражения, имеющие отношение к визуализации, получили красные карточки. Затем следовало очень простое упражнение: люди с совпадающим цветом карточек должны были сесть и поговорить друг с другом в течение нескольких минут. Затем они пересаживались и разговаривали с обладателем карточки другого цвета. Различия, которые они наблюдали в общении между людьми, были удивительными. Люди с одним и тем же цветом карточек устанавливали раппорт или ту атмосферу доверия, конфиденциальности, участия, в которой люди могут взаимодействовать свободно, значительно лучше. Действительно, это наводит на определенные мысли.

Таким образом, выбор слов показывает, какая репрезентативная система используется в данный момент. Представьте себе трех человек, которые прочитали одну и ту же книгу. Первый может отметить, как много он УВИДЕЛ в этой книге, как хорошо подобраны примеры, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ основную идею, и что она написана с БЛЕСКОМ. Другому может не понравиться ТОН книги, ее РЕЗКИЙ стиль. Он, фактически не мог НАСТРОИТЬСЯ на идеи автора и хотел бы ПОТОЛКОВАТЬ с ним об этом. Третий почувствует, что предмет разбирается очень ВЗВЕШЕННО. Ему импонирует манера, в которой автор ЗАТРОНУЛ все ключевые моменты, и он легко УХВАТИЛ все новые идеи. Он чувствует симпатию по отношению к автору.

Они все читали одну и ту же книгу. Легко заметить, что каждый выражает свое отношение к книге различными способами. Независимо от того, что они думают о книге, их отличает то, как они думают о ней. Первый мыслит картинками, второй – звуками, третий – ощущениями. Эти сенсорно-определенные слова (прилагательные, наречия и глаголы) называются в НЛП ПРЕДИКАТАМИ. Частое использование одного вида предикатов будет указывать на предпочитаемую репрезентативную систему человека.

Можно найти предпочитаемую систему автора любой книги, обратив внимание на тот язык, которым он пользуется. (Исключение составляют книги по НЛП и конкретный реферат, в котором автор может предпринять более расчетливый подход к употребляемым словам.) Классическая литература всегда содержит богатый и разнообразный набор предикатов, используя все репрезентативные системы равным образом.

Такие слова, как “понимать”, “объяснять”, “думать”, не являются сенсорно-определенными, и, следовательно, оказываются нейтральными по отношению к репрезентативным системам. В научных трудах авторы отдают предпочтение именно нейтральным, а не сенсорно-определенным словам, вероятно, неосознанно понимая, что сенсорно-определенные слова оказываются личностными по отношению к автору и читателю, и, следовательно, менее “объективными”. Однако нейтральные слова будут переводиться читателем различными способами (кинестетичным, аудиальным, визуальным) и положат начало множеству академических споров, зачастую по поводу этих слов. Каждый будет уверен в том, что он прав.

Каждая репрезентативная система имеет свой собственный “язык”. Если вы способны понимать и говорить с человеком, используя “язык” предпочитаемой им репрезентативной системы, то вы прокладываете путь к доверию, которое очень важно для любых тесных взаимоотношений.

Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или ощущениями. Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле, когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то, как мы думаем.

Мы систематически передвигаем глазами в различных направлениях в зависимости от того, как мы думаем. Неврологические исследования показали, что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными с активацией различных частей головного мозга. В НЛП эти движения называются глазными сигналами доступа, потому что они являются визуальными сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к информации. Существует определенная внутренняя связь между движениями глаз и репрезентативными системами, поскольку одни и те же паттерны оказываются распространенными во всем мире.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста
Дошкольное детство — совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте во ...

Лидерство и вождизм
Для начала, автор разводит понятия «лидер» и «вождь»: необходима их дифференциация, как обозначающих различные явления. Понятно, в частности, что политики развитых демократических государств, политики, действующие в условиях переходных ре ...

Служебные конфликты
Правоохранительная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, требующими своевременного компетентного вмешательства на основе творческого мышления. Руководитель-профессионал отличается высокоразвитыми качествами педагогического вз ...