Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

Страница 2

ситуация морального выбора.

Предметом исследования:

нравственное развитие личности и понимание ситуации морального выбора.

В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик определяющих их уровень морального сознания, с целью выяснения того, каким образом формируется степень моральной осознанности в период становления личности, какие особенности и характеристики имеет ситуация морального выбора в юношеском возрасте.

Характеристика выборки: исследование проводилось в средне-образовательной школе №43. В целом, в исследовании приняло участие 20 учеников из 8-го, 9-го и 11-того классов, в возрасте от 15 до 18 лет.

Методы исследования:

методика оценки уровня развития морального сознания – Дилеммы Л. Колберга. Методика предназначена для оценки уровня развития морального сознания. Для этого Л.Колберг сформулировал девять дилемм, в оценке которых сталкиваются нормы права и морали, а также ценности разного уровня (которые были описаны чуть выше).

Л.Колберг выделил три основных уровня развития моральных суждений:

преконвенциональный,

конвенциональный

и постконвенциональный.

В каждом из названных уровней развития Л.Колберг выделял несколько стадий, которые соответствуют определенному развитию личности, характеризующиеся в возрасте развития.

Стадии развития моральных суждений по Л.Колбергу:

Стадии

Возраст

Основания морального выбора

Отношение к самооценности человеческого существования

Преконвенциональный уровень развития

0

0-2

Делаю то, что мне приятно

1

2-3

Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания

Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет

2

4-7

Наивный потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты - мне, я - тебе»

Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое доставляет ребенку этот человек

Конвенциональный уровень развития

3

7-10

Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой»

Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку

4

10-12

Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и

Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных

Постконвенциональный уровень развития

5

После 13

ММораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственный принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения

ЖЖизнь ценится и сточки зрения ее пользы для человечества, и сточки зрения права каждого человека на жизнь

6

После 18

Индивидуальные принципы, выработанные саностоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности

ЖЖизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека

На основе всего изложенного мы приступим к изложению анализа полученных данных исследования, и ее обработке.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Я – концепция
Я-концепция - одно из базовых понятий гуманистической психологии, устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми. ...

Понятие "неформалы"
Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные фо ...

Опасность современных компьютерных технологий
С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под ...