О монографии Эриха Фромма "Искусство любви"

Материалы » О монографии Эриха Фромма "Искусство любви"

Страница 1

Говоря о монографии Эриха Фромма «Искусство любви», хотелось бы начать с некоторой предыстории, а именно немного сказать собственно о принадлежности этого знаменитейшего психоаналитика к франкфуртской школе. Нужно отметить, что ее представители внесли большой вклад в философское осмысление идей Зигмунда Фрейда. В основе философских построений франкфуртцев, наряду с идеями Гегеля, Ницше и других мыслителей, лежит психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре. По-своему интерпретируя психоаналитическое учение Фрейда, франкфуртцы порой не только не соглашаются друг с другом, но и высказывают противоположные суждения, как это, например, имело место в работах таких представителей франкфуртской школы, как, например, Маркузе и Фромм. Подобная ситуация характерна для западной философии в целом, в рамках которой отношение к психоанализу неоднозначно и противоречиво.

Не соглашаясь в оценке идей Фрейда и развивая его различные концепции, франкфуртцы единодушны в одном: каждый из них считает, что классический психоанализ включает критическое содержание, которое должно служить основой "критической теории", разрабатываемой в лоне франкфуртской школы, но все последующие ревизии его являются отходом от "революционного ядра" психоаналитического учения Фрейда.

Таким образом, психоаналитические идеи органически вписываются в построения ведущих представителей франкфуртской школы. Каждый из них по-своему пытается переосмыслить психоаналитические концепции.

При этом все они аппелируют главным образом к самосознанию человека как к единственному средству разрушения "ложного сознания" и излечения разума от его "помрачения". Отсюда их обращение к психоанализу, который рассматривается в качестве терапии индивидуальной и социальной патологии, обеспечивающей устранение агрессивных и деструктивных влечений людей, направленных как против их самих, так и против человечества в целом.

В монографии «Искусство любви» Эрихом Фроммом исследуются разные типы любви, их место и влияние в жизни человека. При этом автор продолжает постоянно аппелировать к идеям З.Фрейда по той или иной проблеме, затрагиваемой в его работе, соглашаясь или противореча мнению основателя психоанализа. Главной ошибкой Фрейда Фромм называет мысль о том, что любовь, по Фрейду, является лишь «выражением (или сублимацией) полового инстинкта», его непризнание того, что «сексуальное желание – это, прежде всего, проявление потребности в любви, в преодолении отделенности». Сексуальное желание, по мнению Фрейда, есть результат химических процессов, вследствие чего в теле возникает болезненное напряжение, ищущее выхода. Фромм же говорит о том, что Фрейд «игнорирует психо-биологический аспект аспект сексуальности, мужскую и женскую полярность и естественную потребность ее преодоления путем слияния». Автор делает акцент на необходимости дальнейшего развития системы оценки межличностных отношений, ее углублении и переводе «из измерения психологического – в биологическое и экзистенциальное».

В своей работе Э.Фромм детально рассматривает различные виды, а также различные объекты любви. Любовь, по Фромму, - это прежде всего не отношение к конкретному объекту, а «определенная жизненная позиция индивида, структура характера, определяющая его связь с миром», и между разными видами любви нет принципиальных различий в выборе предмета.

Чувством, лежащим в основе всех остальных видов любви, Э. Фромм называет братскую любовь и подразумевает под ней, прежде всего, существование таких качеств, как забота, уважение, ответственность, знание человека. Фромм, в отличие от, например, Фрейда утверждает, что этот вид любви есть любовь ко всем человеческим существам, и ее главный признак – отсутствие исключительности, «она основана на чувстве, что все люди – единое целое».

Весьма интересно раскрываются автором взаимоотношения между родителями и ребенком, а также материнская любовь. Материнская любовь, по Фромму, есть, возможно, самая труднодостижимая и обманчивая форма любви, однако она безусловна, и в этом, по мнению автора, ее главная особенность. Кроме того, Фромм упоминает еще два важных аспекта, необходимых для нормального развития ребенка: забота и ответственность, а также необходимость внушения любви ко всему живому и ощущения счастья от возможности жить.

В отличие от братской и материнской любви, как утверждает Фромм, эротическая любовь – это желание полного слияния, соединения с единственным человеком. Здесь автор отмечает тот небезынтересный факт, что эротическую любовь зачастую путают с кратковременной влюбленностью, однако, подчеркивает автор, это чувство по своей природе недолговечно.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Физиологическая адаптация
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов: Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной ре ...

Адаптация личности к профессиональной деятельности
Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе "субъект труда — профессиональная среда" [19], есть основание рассматривать профессиональную адаптаци ...

Основные теории мышления в западной психологии
Мышление – один из сложных познавательных процессов, изучение которого породило множество различных теорий. 1. Ассоциативная Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов ...