О монографии Эриха Фромма "Искусство любви"

Материалы » О монографии Эриха Фромма "Искусство любви"

Страница 2

Вновь перекликаясь с идеям Фрейда и выражая свои собственные новые соображения, Фромм говорит здесь о том, что сексуальное желание направлено на слияние, но оно “ни в коем случае не обозначает лишь удовлетворение физического аппетита или избавления от болезненного напряжения.Оно может быть вызвано ощущением одиночества, потребностью завоевывать или быть завоеванным”. Снова противореча Фрейду, автор утверждает, что любовь может вызвать потребность сексуального союза, но тогда во взаимоотношениях обязательно присутствует нежность, то есть эротическое чувство должно нести в себе элемент братской любви. Нежность же ни в коем случае не является сублимацией сексуального инстинкта, но непосредственным результатом причутствия братской любви и существует как в физической, так и нефизической форме.

Кроме всего прочего, автор в работе, говоря о любви к самому себе, опровергает исторически сложившуюся точку зрения о том, что это чувство является “великим грехом”, высшим проявлением эгоизма, так как любовь к самому себе неотделима от любви к другим людям, “любовь к самому себе и любовь к ближним – суть одно и то же”.

Говоря о практике любви, Фромм называет основные законы, необходимые для достижения определенных знаний в искусстве любви, а именно:дисциплина, умение сконцентрироваться, терпение и, наконец, наличие глубокого интереса. С помощью выполнениия этих правил достижение практических навыков, по Фромму, становится абсолютно реальным.

Нужно отметить, что, говоря о любви, Фромм постоянно аппелирует к социальной структуре общества, в которой, по его мнению, необходимы важные и радикальные изменения, которые и были описаны в работе. Собственно сущность книги автор выражает сам, заключая в итоге, что “любовь – единственный разумный и полный ответ на проблему человеческого существования, и тогда любое общество, исключающее любовь, несет в себе противоречие”. Анализировать же природу любви ныне, по Фромму, - значит “открывать ее общее отсутствие сегодня, а следовательно – критиковать социальные условия, из-за которых это просходит”.В итоге, говорит автор,“верить в возможность любви как в социальный, а не только исключительный индивидуальный феномен – значит иметь рациональную веру, основанную на самой природе человека”.

Мне кажется, что разговор о любви есть, как отметил сам автор, не “проповедь” по той причине, что это означает разговор о самых глубоких потребностях каждого человека, и если о ней немного иизвестно и еще меньше оговорено, то это совершенно не значит, что ее не существует. Я думаю, что своей работой, рассчитанной на самые широке круги читателей, Э.Фромм помогает как можно более глубже понять тайны человеческой психики и показать, что любовь является не просто чувством, которое способен испытывать каждый; а также увидеть условия, необходимые для достижения этой цели и препятствия, лежащие на пути, но самое главное – преодолеть их.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Два типа поведения: Открытое и Скрытое.
Поведенческая психотерапия выделяет два вида поведения: открытое и скрытое. Открытое поведение — это поведение, которое может быть наблюдаемо другими по внешним признакам. Скрытое поведение — это поведение, о котором мы узнаем только косв ...

Современные подходы к феномену лидерства
Из всех итогов предыдущих исследований следует главный вывод: понимание феномена лидерства невозможно без анализа взаимодействия лидера и группы. Первыми это поняли К. Левин, Р. Липпит и Р.Уайт, когда провели ряд исследований психологичес ...

Виды и типы организационных конфликтов
Чтобы эффективно управлять организационным конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают и как их можно разрешать. В литературе существует огромное множество различных классификаций организационных к ...