Вновь перекликаясь с идеям Фрейда и выражая свои собственные новые соображения, Фромм говорит здесь о том, что сексуальное желание направлено на слияние, но оно “ни в коем случае не обозначает лишь удовлетворение физического аппетита или избавления от болезненного напряжения.Оно может быть вызвано ощущением одиночества, потребностью завоевывать или быть завоеванным”. Снова противореча Фрейду, автор утверждает, что любовь может вызвать потребность сексуального союза, но тогда во взаимоотношениях обязательно присутствует нежность, то есть эротическое чувство должно нести в себе элемент братской любви. Нежность же ни в коем случае не является сублимацией сексуального инстинкта, но непосредственным результатом причутствия братской любви и существует как в физической, так и нефизической форме.
Кроме всего прочего, автор в работе, говоря о любви к самому себе, опровергает исторически сложившуюся точку зрения о том, что это чувство является “великим грехом”, высшим проявлением эгоизма, так как любовь к самому себе неотделима от любви к другим людям, “любовь к самому себе и любовь к ближним – суть одно и то же”.
Говоря о практике любви, Фромм называет основные законы, необходимые для достижения определенных знаний в искусстве любви, а именно:дисциплина, умение сконцентрироваться, терпение и, наконец, наличие глубокого интереса. С помощью выполнениия этих правил достижение практических навыков, по Фромму, становится абсолютно реальным.
Нужно отметить, что, говоря о любви, Фромм постоянно аппелирует к социальной структуре общества, в которой, по его мнению, необходимы важные и радикальные изменения, которые и были описаны в работе. Собственно сущность книги автор выражает сам, заключая в итоге, что “любовь – единственный разумный и полный ответ на проблему человеческого существования, и тогда любое общество, исключающее любовь, несет в себе противоречие”. Анализировать же природу любви ныне, по Фромму, - значит “открывать ее общее отсутствие сегодня, а следовательно – критиковать социальные условия, из-за которых это просходит”.В итоге, говорит автор,“верить в возможность любви как в социальный, а не только исключительный индивидуальный феномен – значит иметь рациональную веру, основанную на самой природе человека”.
Мне кажется, что разговор о любви есть, как отметил сам автор, не “проповедь” по той причине, что это означает разговор о самых глубоких потребностях каждого человека, и если о ней немного иизвестно и еще меньше оговорено, то это совершенно не значит, что ее не существует. Я думаю, что своей работой, рассчитанной на самые широке круги читателей, Э.Фромм помогает как можно более глубже понять тайны человеческой психики и показать, что любовь является не просто чувством, которое способен испытывать каждый; а также увидеть условия, необходимые для достижения этой цели и препятствия, лежащие на пути, но самое главное – преодолеть их.
Статьи по теме:
Сравнительная
характеристика понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»
В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом п ...
Профессиональная ответственность в контексте психологии отношений
В расширенной философско-психологической трактовке понятие ответственности характеризует отношение личности к обществу, в котором реализуются предъявляемые к ней требования в той мере, в какой это соответствует ее долгу. Если долг личност ...
Психодиагностический процесс
Психодиагностический процесс - процесс изменения процедур выявления индивидуально - психологических различий людей в условиях развития теоретической психологии и методологии измерения.
Варианты использования психодиагностических данных
...

Актуально о психологии