Место образа «Я» в структуре личности руководителя

Материалы » Образ "Я" руководителя высшего звена » Место образа «Я» в структуре личности руководителя

Страница 1

Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте («открытие Я») и завершается в юношеском возрасте, когда формируется система социально-нравственных самооценок и самосознание.

Поведение человека всегда так или иначе сочетается с его представлениями о себе (Образ «Я», «Я»-концепция) и с тем, каким он хотел бы быть. Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция - это «теория самого себя».

Петровский А.В. выделяет 3 компонента «Образа Я»[[11]]:

а) когнитивный - представления о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. Один подросток на первый план в своем «Я-образе» выдвигает импозантный вид, который, как он предполагает, придают ему джинсы с ярким фирменным ярлыком. Другой его сверстник — незабы­ваемый факт победы на районных соревнованиях по настольному теннису. Третий — драматическое для него поражение на тех же соревнованиях и затруднения при усвоении физики и математики, которые ему действительно нелегко даются.

б) эмоционально-оценочный - самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение, стремление повысить самооценку.

в) поведенческий (волевой) - стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

М.И. Лисина определяет «Образ Я» как «Образ самого себя», а также называет его аффективно-когнитивным образом[12]. Слово аффективный она использует для акцентирова­ния отношения человека к себе, составляющего часть обра­за самого себя. Говоря о когнитивном компоненте образа целостного, она имеет в виду представление или знание о себе. Следовательно, заключает М.И. Лисина, в образе самого себя в неразрывной связи представлены знание человека о себе и отношение к себе. Образ самого себя — целостный аффективно-когни­тивный комплекс. Два аспекта образа могут быть разделе­ны лишь в абстракции, реально они нераздельны. Однако для научных целей полезно специально сосредоточить вни­мание то на одном, то на другом из них. Аффективную часть образа, абстрагированную от знания, М.И. Лисина называет самооценкой. А когнитивную часть предпочитает именовать представлением человека о себе, чтобы подчерк­нуть ее связь по происхождению и по природе с познава­тельными процессами индивида.

Образ «Я» - и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. «Я»-образ – не статическое, а динамическое образование личности индивида. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. Наверно справедливо утверждение, что человек есть множественность, и у него, как считает, например, Г.И. Гурджиев, «нет индивидуальности . нет единого большого «Я». Человек разделен на множество малых «я»[13].

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции - реальную и идеальную. Однако возможны и более част­ные ее виды, например, профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.

«Я-образ» может переживаться как представление о себе в мо­мент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я». Однако понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реа­листична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». А.В. Петровский отмечает, что вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или «текущим Я» субъекта. «Я-образ» — это вместе с тем и «идеальное Я» субъекта — то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности; это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»)[14]. «Идеальное Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Психологическая теория деятельности. Виды деятельности
Эта теория начала разрабатываться в советской Т в 20-30-е годы. Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию К. Маркса, и, прежде всего, ее главный для У тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а наоборот, ...

Психофизическая проблема как одна из главных проблем психологии
Принадлежность каждого психического процесса конкретному индивиду, в жизнь которого он включается как его переживание, и отношение его к внешнему предметному миру, который он отражает, свидетельствуют о связи психического с физическим и с ...

Поведенческая и когнитивная психотерапия.
Поведенческая психотерапиярассматривает различные виды научения (обуславливания) как основные поведенческие техники. Суть оперантного обуславливания можно отразить следующим образом: поведение закрепляется (контролируется) его результатам ...