Образ "Я" руководителя высшего звена

Материалы » Образ "Я" руководителя высшего звена

Управленческая деятельность – неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований.

Актуальность нашей работы определяется тем, что анализ внешней картины управленческой деятельности, являясь объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности – требование сочетания анализа ее внешнего и внутреннего содержания, именно этот синтез может обеспечить полное представление об управленческой деятельности. Мы считаем, что внутренние позиции руководителей (в частности, образ «Я») высшего звена имеют сходные особенности.

Научная новизна: в настоящее время разработаны многочисленные подходы к изучению особенностей личности руководителя/менеджера высшего звена (П. Друкер, Г. Минцберг, Р.Х. Шакуров, А.А. Деркач, А.Л. Свенцицкий, А.Л. Журавлев и др.), существуют практические исследования, направленные на выявление особенностей представлений о руководителях высшего звена (Е.Б. Моргунов, А.Е. Чирикова, О.Н. Кричевская; Т.З. Козлова). Однако отсутствуют исследования особенностей образа «Я», во-первых, в самовосприятии, во-вторых, в рамках такой социальной группы, как руководители высшего звена; что и компенсируется настоящей работой.

Таким образом, цель исследования – выявить особенности образа «Я» руководителей высшего звена.

Гипотеза: можно предположить, что образ «Я» у руководителей высшего звена имеет сходные особенности. В качестве параметров образа «Я» мы выбрали представления о структуре исполняемых социальных ролей в качестве показателя социальной стороны образа «Я»; представления об устойчивых эмоциональных состояниях в качестве показателя аффективной стороны образа «Я»; систему ценностных ориентаций в качестве когнитивного показателя образа «Я»; представления о взаимодействии с окружающими в качестве коммуникативной стороны образа «Я».

Для достижения цели исследования, проверки выдвинутой гипотезы необходимо реализовать следующие задачи:

1. Изучить теоретическое освещение данной проблемы в научно-психологической литературе;

1.1. выявить роль руководителя в системе профессиональных взаимодействий;

1.2. выявить содержание понятия образа «Я» в работах различных авторов и его значение для реализации руководящей роли в коллективе;

2. Подобрать контингент испытуемых из числа руководителей высшего звена;

3. Исследовать образ «Я» у руководителей среднего звена;

3.1. выявить особенности самопрезентации структуры социальных ролей и качественной самооценки (социальная сторона образа «Я»);

3.2. выявить особенности ценностных ориентаций (когнитивная сторона образа «Я»);

3.3. выявить особенности эмоциональной сферы (аффективная сторона образа «Я»);

3.4. выявить особенности представлений о взаимодействии с окружающими (коммуникативная сторона образа «Я»);

4. На основании полученных результатов сделать выводы об особенностях образа «Я» у руководителей высшего звена.

Таким образом, определяется предмет исследования – образ «Я». Объект исследования – особенности образа «Я» руководителей высшего звена (представления о себе реальном и себе идеальном в ситуациях общения с людьми, равными по статусному положению, и с подчиненными); представления об исполняемых социальных ролях и качественной самооценке; представления о системе ценностей; представления об особенностях устойчивых эмоциональных состояний.

Статьи по теме: