Заключение

Страница 1

Целью настоящего исследования было выявить особенности образа «Я» руководителей высшего звена.

Для достижения поставленной цели мы провели теоретическое и экспериментально-психологическое исследование. В теоретическом обзоре, составленном по результатам анализа специальной психологической и социологической литературы, раскрыты понятие «руководитель» в системе социальных и производственных отношений, управляющая роль руководителя, личностные факторы, оказывающие влияние на успешность руководителя; а также освещена концепция образа «Я» в отечественной психологической литературы, показано место образа «Я» в структуре личности и его значение для профессионально значимых качеств руководителя.

По результатам экспериментально-психологического исследования, направленного на выявление особенностей образа Я (представления о структуре исполняемых социальных ролей в качестве показателя социальной стороны образа «Я»; представления об устойчивых эмоциональных состояниях в качестве показателя аффективной стороны образа «Я»; систему ценностных ориентаций в качестве когнитивного показателя образа «Я»; представления о взаимодействии с окружающими в качестве коммуникативной стороны образа «Я») мы получили подтверждение выдвинутой нами гипотезы (можно предположить, что образ «Я» у руководителей высшего звена имеет сходные особенности): действительно, вышеуказанные параметры обнаруживают значительное сходство у большинства испытуемых-руководителей высшего звена, а именно – в структуре социальных ролей преобладают и имеют большую значимость социальные роли, связанные с выполнением какого-либо вида деятельности; в качестве преобладающего способа оценивания себя выступает оценивание своих качеств, также связанных с выполнением какого-либо деятельности; в эмоциональной сфере эмоциональные состояния, отражающие нарушения психологической адаптации, отсутствуют; преобладают такие терминальные ценности, как здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, интересная работа, уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, и такие инструментальные ценности, как ответственность, исполнительность, твердая воля, рационализм, самоконтроль, жизнерадостность.

[1] Трифонов Е.В. Психофизиология человека (толковый словарь). Санкт-Петербург: Питер, 2001 – 356с.

[2] Друкер П. Ф. Практика менеджмента / пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000 – 398с.

[3] Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988 – 76с.

[4] Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988 – 76с.

2 Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов Введение в теорию организации и управления. – М.: Прогресс, 1971

1 Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988 – 76с

2 Шепель В.М, Человековедческая компетенция менеджера. – М.: Народное образование, 1999

3 Модели и методы управления персоналом / Под ред. Е. Б. Моргунова – М.: Бизнес-шк. «Интел-синтез», 2001 – 464с

1 Модели и методы управления персоналом / Под ред. Е. Б. Моргунова – М.: Бизнес-шк. «Интел-синтез», 2001 – 464с

2 Диксон П.Р. Управление маркетингом. – М.: ЗАО «Издательство Бином», 1998 – 556с.

3 там же.

1 Диксон П.Р. Управление маркетингом. – М.: ЗАО «Издательство Бином», 1998 – 556с.

2 Генов Ф. Психология управления. Основные проблемы / Пер. с болг. Общ. ред. и вступит. статья Б. Ф. Ломова, В. Ф. Венды – М., 1982 – 422 с.

1 Минцберг Г. Школы стратегий: Стратег. сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Пер. с англ. Д. Раевская, Л. Царук под общ. ред. Ю. Каптуревского – СПб.: Питер, 2000 – 330с.

1 Минцберг Г. Школы стратегий: Стратег. сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Пер. с англ. Д. Раевская, Л. Царук под общ. ред. Ю. Каптуревского – СПб.: Питер, 2000 – 330с.

2 Толочек В.А. Организационная психология: управление персоналом ЧОП и СБ - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Баярд; ООО Информполиграф, 2004 – 175с.

[5] Шакуров Р.Х. Психология управленческой деятельности в ССУЗ / Рос. акад. образования, Ин-т сред. спец. Образования – Казань: ИССО, 1997 – 124с.

2 Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999 – 222с.

3 Деркач А.А., Михайлов Г.С., Тарасенко А.В. Диалоговая модель принятия управленческих решений руководителем – М.: Нар. образование, 2004 – 101с

[6] Агапов В.С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. – М.:МОСУ, 2000. – 30с.

2 Китов А.И. Психология хозяйственного управления – М.: Профиздат, 1984 – 248с

3 Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров / Отв. ред. В. А. Ядов – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986 – 160с.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Социальная ситуация развития подростка
Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения. ...

Политико-психологические типологии
Психопатологическая типология Г. Лассуэлла Согласно данной типологии, в зависимости от функции, которую выполняет или стремится выполнять тот или иной политический тип, различаются такие типы как «агитатор», «администратор» и «теоретик», ...

Нормальное поведение и саногенное мышление
«Нормальные люди умеют жить» - именно так почти всегда говорят люди, когда пытаются анализировать свою жизнь, те события, которые привели их к психологу. Продолжение этой фразы тоже достаточно традиционно: " . а я (или он, или она), ...