Подростковая «Я-концепция»

Страница 1

Я - концепция - это "теория самого себя" или установка относительно собственной личности имеет более динамический изменчивый характер, нежели Я - идентичность. Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. В частности, отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями, является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни. Отношение к телу играет существенную роль в социальной адаптации подростка и в последующей его жизни. Различаются две формы Я - концепции: реальная и идеальная. Реальная - представление о себе (необязательно реалистичное), собственная оценка. Идеальная Я - концепция - это самооценка в координатах "каким бы я хотел быть" [3, С. 48].

В Я совершаются ментальные репрезентации человеку самого себя. Я -это то, как человек воспринимает себя, имеет представления и знания о себе. Ментальные репрезентации человеку самого себя, - неважно, истинные или ложные, - это область человеческой субъективности, субъективной реальности. Для человека Я есть такая же реальность, как окружающие его физический мир, растения и животные, другие люди, предметы, вещи, человеческая культура.

Исследования Я — концепции основываются на анализе особенностей мышления и представлений человека о самом себе (Нейссер, 1997).

Согласно Нейссер (1997), Я — концепция есть ментальная репрезентация того, что человек думает о себе, оценивает, защищает, превозносит, презирает, или стремится улучшить. Килстром (1997) определяет Я как ментальную репрезентацию человеком себе собственной личности, ее черт, мотивов, верований, установок, ценностей. Я возникает благодаря опыту и мышлению, кодируется в памяти в виде абстрактной информации атрибутах личности (семантическое знание) и конкретной информации о личном опыте, мыслях, действиях (эпизодическое знание). Кроме того, Я находится под влиянием других людей и существует в интерперсональном "пространстве". На Я влияют также социальный, культурный и ситуационный контексты. Фиву и Букнер (1997) определяют Я как социальную конструкцию, результат взаимодействий людей. Возникая из межличностных взаимодействий, обусловливается другими людьми, - так же, как характером взаимодействий, которые инициирует сам человек.

Примером областей существования Я может служить классификация, предложенная Нейссер (1988, 1993, 1997; Нейссер и Фивуш, 1994). Были выделены «приватное Я» (Я как внутренние опыт и переживания), «экологическое Я» (Я в физической среде), «интерперсональное Я» (Я в контексте социальных взаимодействий и восприятия), «концептуальное Я» (Я в языке и культуре), «обыденное (скоротечное) расширенное Я» (Я как персональная память).

Нейссер (1997) обозначил четыре фундаментальные особенности Я.

1) Концептуализация Я совершается различными путями в разных культурах.

2) Существует широкая феноменологическая вариативность в том, как разные люди переживают свое Я.

3) Имеется существенно расхождение между Я и Я-концепцией: совсем не обязательно, чтобы мысли людей о себе (их Я-концепции) совпадали с их Я - таким, каким оно есть на самом деле.

4) Переживания Я неустранимо сплетаются с языком и самоописаниями, которые неизбежно привносят в Я-концепцию побочные добавки.

Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющейся особенно ярко в старшем подростковом возрасте [9, С. 132].

Большое расхождение между Я - реальным и Я - идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации ребенка. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я - реальным и Я - идеальным, а, кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я - концепции. Положительная Я - концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух [3, С. 64].

В литературе встречается и такая точка зрения, что это расхождение можно рассматривать как признак процесса взросления. На самом деле, у здоровой личности так и есть. Но у подростков с невротическими проявлениями зачастую Я - идеальное начинает поглощать Я - реальное, и личность, пытаясь вести себя в соответствии с Я - идеальным, на самом деле демонстрирует неличностное поведение, вводя в заблуждение окружающих и увеличивая тем самым расхождение между Я - реальным и Я - зеркальным (т.е. тем, как видят подростка окружающие его люди). Так появляются утверждения типа: "Меня не понимают", "Меня отвергают", "Меня не любят" и т.д.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Общее представление о сенсорных процессах.
Сенсорные процессы - это процессы, связанные с формированием и изменением ощущении человека; процессы, связанные с работой органов чувств человека в результате которой появляются ощущения. Ощущение - отражение свойств предметов объективн ...

Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, ...

Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте
Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым ...