Нормальное поведение и саногенное мышление

Материалы » Нормальное поведение и саногенное мышление

Страница 1

«Нормальные люди умеют жить» - именно так почти всегда говорят люди, когда пытаются анализировать свою жизнь, те события, которые привели их к психологу. Продолжение этой фразы тоже достаточно традиционно: " . а я (или он, или она), как ненормальная". Описание такой "ненормальности" может содержать разные характеристики: "честно работаем", "пытаемся делать все для детей", "хотим как лучше", "все за правду принимаем", "верим людям", "слушаем учителей", "доверяли детям" и т.п. Чаще всего по оценке собственной "ненормальности" люди пытаются показать свою благосклонность моральным правилам, которых нет у "нормальных" людей, которые владеют умением жить. Люди склонны отождествлять психологические и моральные оценки человека, из этого взгляда, "ненормальность" как прохождение моральным нормам является формой сообщения ценностной информации о себе, что прямым текстом не может быть выражена (или человек не умеет этого делать). Чаще всего это еще и желание показать свою индивидуальность и получить оценку ее как ценностного образования, как способ фиксации своего положения среди людей.

Оценка себя как "ненормального" нет клинической оценкой, скорее это презентация своей возможности воспринимать и анализировать законы жизни и отношения людей. Это метафора, которая раскрывает потенциальную возможность жить иначе, жить "нормально", если . Условия своей нормальности как потенциально возможного качества, люди видят по-разному, в зависимости от того содержания, что привносят в свою "ненормальность". Это могут быть и социально-экономические условия, и бытовые, и вековые, и религиозные, и биологические (рост, вес, пол).

Тема "нормального человека" и его умение жить в психологическом консультировании возникает во время обсуждения вопроса: "Что делать?" Это вопрос - заключительная часть консультирования, когда в той или другой форме уже были обсуждены вопросы: "Что происходит?", "Отчего это происходит?" и, естественно, возникает необходимость каких-то действий.

Есть несколько причин (путей) возникновения этой темы в консультировании.

Первый путь - это обращение к психологу за объяснением причин, где важным является момент возможного существования аналогичного факта у других людей. Другие люди присутствуют как своеобразная гарантия того, которое есть в собственной жизни нормально, то есть доступно пониманию и влиянию. В этом возрасте, наверно, это во многих бывает. Так спрашивает клиент, или апеллирует к опыту психолога: "В вашей практике такие случаи уже были?", или вопрос обращение в желаемое будущее: "Могут быть, с возрастом это пройдет, как у всех людей?"

Второй путь появления этой темы в психологическом консультировании связан с прямым вопросом о клинической нормальности (психическом здоровье человека), которая чаще всего аргументируется тем, что "страшно идти к психиатрам и портить жизнь человеку".

Третий путь, которым вводится эта тема, основывается на непосредственном анализе психологом текстов другого человека, где очень или мало ни Высказываний и преобладают разные формы "отхода" от обозначения своей психической реальности и Я. Людина чаще всего говорит, что он "не умеет" или "стесняется" говорить о себе, говорить от себя.

Четвертый путь - это путь проверки правильности своих действий ("Может быть, я неправильно делаю? Как лучше делать? Как нужно правильно делать?").

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Невербальная коммуникация
Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара-экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств ...

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта за рубежом
История развития обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в Европе прошла долгий период, в течении которого происходила гумманизация отношения к данной категории детей. В атмосфере «относительного» благополучия, расцвета филан ...

Речь леворукого ребенка
Установлено, что практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над протеканием своей психической деятельности. Кажущаяся невероятной их способность к спонтанному выстраиванию достаточно сложных ...