Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях

Материалы » Образ Я подростков в неблагополучных семьях » Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях

Страница 3

Fine,

Donnely &

Voydanoff, 1991). Исследование Amato (1987) показало, что по сравнению с детьми из обычных семей дети, проживающие только с отцом, слабее ощущают родительскую поддержку и замечают, что отец их меньше наказывает и контролирует. Такие дети более самостоятельны и ответственны, однако чаще конфликтуют со своими единокровными братьями и сестрами и слабее привязаны к дому. Что касается детей из семей с отчимами, то последние их меньше поддерживают, реже наказывают и слабее контролируют, чем родные отцы. Однако по мере пребывания отчима в семье наблюдается усиление его положительной роли. В полных семьях родители принимают более активное участие в повседневной жизни своих детей и накладывают больше ограничений, чем отчимы, мачехи или одинокие родители.

Если ребенок во время развода и нового брака еще очень мал, то обычно он растет, воспринимая отчима или мачеху как адекватную замену отцу или матери. А в подростковом возрасте пасынки и падчерицы трудно адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи; подросткам труднее наладить новые отношения с мачехами, чем с отчимами [8]. Это происходит главным образом потому, что мачехи сразу начинают играть более заметную роль в жизни ребенка и проводят с ним больше времени, чем отчимы.

Многое в новой семье зависит и от отношений между детьми от разных родителей (

Amato, 1987). Если мать или отец оказывают явное предпочтение своему родному ребенку, то это может вызвать обиду и озлобленность у других малолетних членов семьи. Часто между детьми разных супругов возникает острая конкуренция. Иногда они проявляют ревность, если их родные мать или отец выказывают заботу и внимание к их сводным братьям и сестрам. Нередко разведенная женщина с детьми, особенно если это девочки, образует своего рода «замкнутую социальную систему», и отчиму бывает очень нелегко в нее проникнуть. По данным

Wallerstein &

Kelly (1980), обычные семьи, как правило, сплоченнее тех, где есть отчим или мачеха. Зачастую первые годы повторного брака проходят в стрессовой, хаотичной обстановке. Ф. Райс объясняет это следующими причинами. Отчимы и мачехи часто склонны прощать детям слишком многое, так как чувствуют вину за разрушение их семьи; кроме того, им приходится иметь дело с детьми, воспитанными другими взрослыми людьми; роль и место отчима и мачехи в семье определены не очень отчетливо; они ожидают признательности и благодарности за все то, что делают, а в ответ нередко получают отпор и неприятие; отчимы и мачехи сталкиваются со сложным комплексом нерешенных психологических проблем, вызванных предыдущим браком и разводом, а также часто с непростыми взаимоотношениями и чувствами неродных братьев и сестер [8].

Таким образом, анализ литературы, посвященной проблемам развития личности подростков и особенностей взаимоотношений в семьях, переживающих кризис, показал следующее. Развитие автономии и индивидуации – один из основных аспектов личностного развития подростка – может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е. развитию автономии и индивидуации.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Понятие содержания образования
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию. Традиционная педагогика ориентирова ...

Решение мыслительных задач. Интеллект
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещ ...

Насилие женщин над мужчинами.
Особенность отношений между мужем и женой в подверженных вспышкам насилия семьях заключается в том, что жены в них также могут быть нападающей стороной. Обычно они оказываются менее предрасположенными к физическому насилию по сравнению с ...