Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях

Материалы » Образ Я подростков в неблагополучных семьях » Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях

Страница 2

Ф. Райс приводит данные, согласно которым существует взаимосвязь между конфликтами в семье и склонностью подростков к совершению правонарушений, а также снижением их школьной успеваемости, низким уровнем профессиональных устремлений. Развод родителей заставляет подростка по-новому взглянуть на себя и на своих родителей. Его собственное «Я» сильно страдает в такой ситуации – особенно, когда подросток начинает винить себя за то, что случилось в семье, или сталкивается с трудностями, связанными с отношением окружающих к подобным ситуациям. Чтобы восстановить самоуважение, пострадавшее в результате распада семьи, а также справиться со стрессом, вызванным домашними конфликтами, дети разведенных или живущих порознь родителей чаще, чем дети из крепких семей, совершают поступки, связанные с риском для их здоровья (курение, употребление алкоголя и наркотиков и т.п.) [8].

В исследовании Needle, Su & Doherty (1990) обнаружилось, что более всего пристрастию к наркотикам подвержены молодые люди, чьи родители развелись, когда дети находились в подростковом возрасте. Подростки же из крепких семей и те, чьи родители развелись, когда они находились в детском возрасте, меньше подвержены вредным привычкам. По мнению исследователей, это объясняется попытками подростков, родители которых только что развелись, самостоятельно приспособиться к неблагоприятной семейной обстановке, а также недостатком положительного влияния родителей. Исследование показало также, что на подростков-мальчиков развод оказывает более негативное воздействие, чем на девочек. Однако если родитель (в особенности мать), с которым проживает девочка, создает новую семью, то вероятность обращения дочери к наркотикам возрастает. Авторами было сделано заключение, что вступление в повторный брак родителя, проживающего с детьми, более благотворно влияет на мальчиков, чем на девочек. Flewelling & Bauman (1990) установили, что вероятность приобретения подростком опыта употребления алкоголя, курения и вступления в сексуальные отношения ниже всего в крепких семьях.

Исследование Starter, Stewart & Linn (1983) показало, что юноши в семьях, из которых ушел отец, меньше конфликтуют дома, чем те, кто остался без матери или проживает в полных семьях, и имеют более позитивное представление о самом себе. Сыновья, оставшиеся без отцов, активнее принимают на себя роль «главы семьи», дающую им новый статус. А дочери, оказавшиеся в подобной ситуации, начинают чаще ссориться с матерями; их самооценка заметно понижается. Однако многие исследователи сходятся во мнении, что девочки приспосабливаются к последствиям развода гораздо лучше, чем мальчики (Moore & Hotch, 1982). Реакция подростка на потерю отца зависит и от того, чем она вызвана: разводом или смертью (Rozendal, 1983). Подростки, чьи отцы умерли, как правило, воспитываются в теплой, заботливой обстановке. В разведенных же семьях и мать и подросток часто испытывают вину за случившееся и ощущают взаимное отторжение.

Giles-Sims & Crosbie-Burnett (1989) установили, что если подросток воспитывается только одним родителем, то, как следствие, в нем развивается сильное стремление к автономии. Другое исследование показало, что вступление в повторный брак родителя, воспитывающего подростка, часто пробуждает в ребенке чрезмерную тягу к независимости, что, в свою очередь, приводит к нарушению взаимоотношений в семье. По наблюдению авторов, во время развода ослабевает родительский контроль за ребенком, взаимные чувства и потребности в общении друг с другом, что, в свою очередь, пробуждает в подростке раннее стремление к автономии, убеждает, что в жизни нужно полагаться только на себя (Sessa & Steinberg, 1991). Ф. Райс на основе данных фактов делает следующие выводы. С одной стороны, подростки из неполных семей более ответственны, независимы от родителей и решительны, чем те, кто растет в обычных семьях; с другой - подростки из неполных семей могут слишком рано начать активно отдаляться от дома, добиваясь поведенческой и эмоциональной автономии [8].

По наблюдению психологов, при повторных браках главную проблему представляют дети. Положение в семье отчимов и мачех куда сложнее, чем родных отцов и матерей, так как дети обычно с трудом воспринимают их как замену своим родителям. Отношение подростка к отчиму во многом определяет его отношение к новой семье в целом. Также взаимоотношения единокровных и сводных братьев и сестер могут стать источником семейных проблем [8].

Одно из проведенных исследований было посвящено оценке отношений подростков с отчимом, восприятию ими семейных проблем и их адаптации к новым условиям, вызванным появлением неродного отца. В результате удалось установить, что адаптация подростков проходит успешнее в тех семьях, где их меньше наказывают и чаще поощряют; в семьях, где умеют достигать взаимного согласия в вопросах воспитания; в семьях, где в большинстве случаев демонстрируют традиционное отношение к проблемам брака; а также в семьях, где повторное замужество матери не вызывало в подростках резко отрицательной реакции. Эти выводы подтверждают уже сложившееся представление о том, что восприятие подростками многих домашних проблем зависит от их взаимоотношений с отчимом (

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Взаимодействие как организация совместной деятельности
Общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова как обмен информацией. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятель ...

Основы психотерапии
Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche - душа иtherapeia – забота, уход, лечение), - «лечение души» и «исцеление душой». Введен термин в 187 году В.Тьюком («Иллюстрация вл ...

Основные принципы психологической коррекции
1. Принцип единства диагностики и коррекции – отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот ...