Сущность воспитания как педагогического процесса

Страница 1

Цель воспитания реализуется, прежде всего, через содержание общего образования и содержание воспитания как специально организованной воспитательной работы, осуществляемой педагогами и родителями.

Содержание внеклассной воспитательной работы осуществляется на основе научных рекомендаций, разрабатываемых учеными в соответствии с социальным заказом. До 90-х гг. воспитательная работа в школах планировалась по направлениям: физическое воспитание (укрепление здоровья и привитие санитарно-гигиенической культуры), умственное воспитание (воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда), формирование основ научного мировоззрения, политической сознательности и развитие общественной активности, нравственное воспитание, трудовое воспитание, формирование правосознания и гражданской ответственности, воспитание основ эстетической культуры и развитие художественных способностей. Такой подход был в 90-е гг. подвернут Критике за функционализм – искусственное разделение целостного Процесса формирования личности на деятельность по разным направлениям.

Однако в условиях массового воспитания, каковым является учебно-воспитательный процесс в школе, придумать что-то более рациональное чрезвычайно трудно. Тем более что разделение воспитания на направления – всего лишь мысленная, умозрительная процедура. Ее задача – облегчить планирование воспитательной работы, при котором необходимо учесть по возможности все многообразие видов деятельности с воспитанниками, обеспечивающей разностороннее их развитие. Практическая работа по любому из направлений подразумевает учет всех остальных, комплексное решение задач воспитания на каждом воспитательном мероприятии лишь с акцентом на какой-то одной, главной задаче.

Главный недостаток определения содержания воспитания по направлениям все же не в функционализме, а в отсутствии личностной направленности. При таком походе индивидуальная цель воспитания фактически утрачивает свою актуальность. В системе целей воспитания приоритет явно отдается общей цели, а не формированию индивидуальности. Поэтому в 90-е гг. в связи с обострением внимания к проблемам развития индивидуальности при определении содержания воспитательной работы большое внимание стали обращать на совокупность личностных качеств воспитанника, которые необходимо формировать у него в соответствии с общей целью воспитания.

Еще Я.А. Коменский утверждал, что все добродетели должны быть внедряемы воспитанникам. И, прежде всего основные, «кардинальные»: мудрость, умеренность, мужество и справедливость. С позиций современных представлений о человеке как существе социальном и субъекте общественных отношений можно условно выделить пять интегративных свойств личности, определяющих своеобразие характера человека. На них можно ориентироваться при конструировании содержания воспитания. Это такие свойства, как активность (смелость, инициативность, трудолюбие, чувство долга, воля, принципиальность, дисциплинированность), чуткость (сочувствие, милосердие, сознательность, щедрость, честность, доброта), скромность (вежливость, выдержка, терпимость, смирение, совестливость, бережливость), образованность (любознательность, эрудиция, сообразительность, эстетичность, культура поведения и труда), благородство (достоинство, мужество, великодушие, верность, честь, стойкость).

Следует отметить, что до самого последнего времени ни в планировании, ни в практике воспитания фактически не было прямого обращения к чертам характера, которые определяют своеобразие личности – индивидуальности, хотя развитие индивидуальности на основе личностного подхода (личностно-ориентированного воспитания) и провозглашается приоритетным направлением в воспитании, несмотря на то, что в свое время А.С. Макаренко и особенно В.А. Сухомлинский в своих трудах настойчиво обращали на это внимание.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Нарушения речи и их психологические и физиологические причины
Самыми распространенными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются различные виды нарушения звукопроизношения: - неумение произносить тот или иной звук; - замена одного звука другим; - искажения имеющегося звука. ...

Речь
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - процесс общения людей посредством язык ...

Законы общественного мнения
Исследователи общественного мнения, такие как Эдвард Бернайз и Хадли Кентрил говорят, что гораздо легче изучить состояние общественного мнения, чем повлиять на него. Однако разумно составленные и умело реализованные программы паблик рилей ...