Сущность воспитания как педагогического процесса

Страница 2

В конце 90-х гг. Н.Е. Щуркова разработала общую модель программы воспитания, которая состоит из шести разделов:

формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни (гигиена, право, экономика, экология и т.д.);

формирование представлений о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на Земле (виды деятельности, профессии, семья, общение, достоинство и др.);

формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (Родина, государство, прошлое и настоящее);

формирование образа жизни, достойной Человека (ориентация на истину, добро, красоту);

формирование жизненной позиции, развитие способности индивидуального выбора жизненного пути.

В настоящее время в воспитательной практике конкретные программы воспитательной работы разрабатываются весьма индивидуально: нет единой установки в виде определенного плана. В педагогических коллективах школ принимается та или иная схема плана воспитательной работы. В нем и раскрывается содержание воспитательной деятельности с учащимися. Однако традиционные направления, предусматривающие формирование положительных качеств личности и определенных отношений к различным сферам деятельности, сохраняются в явной или завуалированной форме. Изменяется их соотношение в каждом отдельном случае. В планах и на практике неизбежно предусматривается работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, воспитанию нравственности, приобщению их к миру прекрасного, экологическому, экономическому и правовому воспитанию, профессиональной ориентации.

Воспитание в процессе обучения и воспитание во внеурочное время тесно связаны между собой. Отдельно, вне тесной связи этих процессов и их взаимного влияния процесс воспитания в целом и его содержание не существуют. Главная сфера их непрерывного взаимного влияния и взаимообусловленности – чувства, эмоции воспитанника, его психика, сознание. Сознание воспитанника – это не кладовая, в которую складываются знания, умения, впечатления, получаемые в разных сферах жизни и деятельности. Сознание формируется в деятельности на уроках и вне их, отбирает и перерабатывает фрагменты содержания, предлагаемые разными источниками, трансформируя и превращая их в содержание «для себя» или игнорируя и отвергая их, оставляя лишь формально существующими (на бумаге, в планах воспитателей). В этом, в частности, проявляется субъектность воспитанника. Эмоции, чувства и знания, актуальные во внеурочное время, – не посторонние во время урочной работы. Точно так же, как и знания, и эмоции, вызванные в процессе обучения, актуальны для личности в сферах ее внеучебной жизнедеятельности.

Поэтому, рассматривая содержание воспитания, следует иметь в виду, что это – содержание всего педагогического процесса, выражение общей цели воспитания, которая достигается в результате реализации системы частных целей, тесно связанных между собой. Возможно, что четыре элемента содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творчества, отношения), дополненные еще одним – воспитательной работой по формированию характера, будут в достаточной мере отражать ту цель воспитания, которая соответствует современной социальной ситуации: воспитывать личность – индивидуальность с присущим ей характером, волевыми качествами, особенностями восприятия окружающей действительности и участия в ее преобразовании и в то же время воспитывать ответственного гражданина, отвечающего требованиям условий социальной жизни.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Классификация функций невербального поведения
Мы осуществляем бесчисленное множество видов невербального поведения, некоторые из них имеют отношение к общению, некоторые - нет. Каждый из них имеет тем не менее свою причину и несет свой собственный, присущий ему смысл или сообщение, к ...

Проявление шизоидногохарактера
Характерными чертами шизоидов являются дисгармоничность, парадоксальность как их внешнего облика и поведения, так и проявлений эмоциональной жизни и психической деятельности в целом. Моторика шизоидов отличается неестественностью, недоста ...

Метод непосредственного наблюдения.
В психологии труда метод непосредственного наблюдения применяется очень широко. При проведении исследований в условиях реального производства его удельный вес намного выше, чем метода эксперимента. Наблюдение как научный метод предполагае ...