Терапевтические методы

Страница 1

Занятия в группе составляют 80% времени ребёнка в первой фазе терапии. Во время этих занятий мы сосредотачиваемся на том, чтобы помочь ребёнку развить ритм и интонацию речи с нормальным качеством голоса. Дети постоянно ненавязчиво получают речевые стимуляции.

Дети усваивают коммуникативный аспект речи с помощью ситуативных игр, которые вызывают у них спонтанные физические и эмоциональные реакции. Дети учатся играть друг с другом и в группе. Они настолько заинтересовываются данными занятиями, что даже и трёхлетние «работают» и по 3 часа с перерывами. Итак, детям интересно учиться говорить, т.к. появляется нечто, что они хотят высказать. Они этому учатся в игре «фонетические ритмы», которая включает движение и ритмы считалок.

Вестибулярный аппарат важен для развития ритма и интонации речи. Движения стимулируют этот орган пространственного восприятия. Они помогают ребёнку развить запоминание двигательной координации. Также улучшают мышечный статус: используя и контролируя мышечную напряжённость своег тела, ребёнок учится контролировать напряжённость речевой мускулатуры.

Напряжённость в движениях соответствует или напряжённости интонации, или относительной напряжённости фонем. Напр., когда интонация повышается в ходе игры, движения становятся напряжённее и противоположны состоянию расслабленности. Если интонация снижается, напряжённость в движениях уменьшается, и двигательная активность устремляется к состоянию покоя.

По мере развития естественной моторики ребёнок ощущает (СУВАГ вибар) и слышит (низкие частоты через СУВАГ II) связные речевые образцы. Чтобы облегчить ребёнку правильное восприятие, терапевт в начале использует звуки низкой и средней тональности в слогах Если в терапию слишком рано введём высокие звуки, ребёнок их будет неправильно воспринимать как звуки низких тональностей и получит неправильную информацию в двигательных активностях (ритмические стимуляции).

Здесь необходимо подчеркнуть, что терапевт контролирует стимуляцию речи в этих активностях и опосредованно исправдять речь ребёнка. Если у ребёнка неправильная интонация, терапевт может изменить напряжённость в двигательной активности, изменить длительность или заменить один звук другим, отличающимся по высоте или напряжённости. Если ребёнок не точно произносит звуки, терапевт меняет ритм и интонацию, длительность или напряжённость в движении. Всё это время ребёнок не осознаёт, что терапевт исправляет его речь. Он продолжает играть в различные “игры”.

Двигательные активности (ритмические стимуляции) применяются не только в игре, но и в придуманных ситуациях. Эти ситуации создаются для того, чтобы вызвать эмоциональные реакции (радость, печаль, удивление и т.д.) и соотвествующие физические реакции детей и преподавателя. В начале преподаватель использует словесный ответ. Ребёнок при этом учится связывать воспризводимые им ритм и интонацию, он чувствует, слушает с пониманием. Дети узнают, что одно и то же выражение (напр. “ох”) может варировать и иметь различное значение. Они учат, что интонация не только интересна, но и несёт информацию.

Когда ребёнок может произнести некоторые простые повторяющиеся слоги с правильной интонацией, вводится ритм считалки. В начале дети учат простые ритмы с низкими звуками, как напр. “а, бу, ба, бу, бу, бу”, а по мере прогрессирования учат более сложные ритмы и высокие слова, такие как “и шумят, шумят листья”. Дети запонимают двигательные образцы и радуются, воспроизводя ритмы, самостоятельно или в группе. Короткий период в течении дня выделен для слушания без аппарата. Групповой преподователь отводит каждого ребёнка на несколько минут в сторону, чтобы проверить его способность имитировать основные ритмы, когда он слушает без аппарата, на “голое ухо”, т.е. без амплификации, вибраций или считывания. Преподаватель это проделывает, говоря совсем близко к уху ребёнка, постепенно увеличивая расстояние. Это упражнение подготавливает ребёнка к использованию ритма и интонации ко времени получения слухового аппарата.

Каждый ребёнок приходит на индивидуальные слухоречевые упражнения от 15 до 30 минут ежедневно. За это время преподавательреабилитатор уделяет ребёнку намногобольше внимания, чем это может преподаватель в группе. Когда ребёнок готов носить индивидуальный слуховой аппарат, терапевт вводит Мини СУВАГ, учит пользоваться им и наблюдает прогрессирование ребёнка. В начале ребёнок использует СУВАГ I аппарат и СУВАГ вибар вибратор в индивидуальной работе так же, как и в группе. Когда усвоены ритм и интонация, и развиты в определённой степени речь и слушание, реабилитатор пробует определить оптимальное слуховое поле на аппарате СУВАГ II. Ко времени использования реабилитатором аппарата СУВАГ II в индивидуальной работе полностью глухой ребёнок уже ведёт себя как ребёнок с нарушениями слуха, и в соответствии с этим проводится терапия.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Развитие, осложненное дефектом: сущность и закономерности.
Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования или функционирования нервной систе ...

Эмпирические методы исследования детской психики: естественный и формирующий эксперимент в детской психологии
Эксперимент (от лат. "проба, опыт") - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изуч ...

Память
Память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информа ...