Обучение обезьян языку человека: границы достигнутого и причины неудач

Материалы » Обучение обезьян языку человека: границы достигнутого и причины неудач

Страница 2

Делая выводы из этих опытов, начатых Гарднерами с шимпанзе Уошо, можно сказать, что они продемонстрировали следующее:

1. Обезьяны обладают психическими способностями, выходящими за пределы способностей использования орудий;

2. Они обладают зачатками ассоциативного мышления и могут обозначать знаками предметы окружающей среды и действия;

3. Они могут комбинировать эти знаки;

4. Они используют руки в общении;

5. Способны использовать знаки не только как символы, но и как инструментальные реакции на предметы и сигналы.

Отсутствие членораздельной речи у обезьян связано с особенностями строения голосового аппарата, а не с низким уровнем психического развития. Так, по мнению Л.А. Фирсова, у них имеется способность к языку на основе формирования довербальных понятий и обобщений. Органы речи делятся на периферические (гортань, связки и др.) и центральные (отделы головного мозга). Наиболее существенные моменты в развитии периферического аппарата речи, которые отличают нас от обезьян и других гоминид:

1. Низкое положение гортани. Большое расстояние между входом в гортань и носоглотку увеличивает ток воздуха через ротовую полость и создает условия для образования ротовых резонаторов.

2. Голосовые связки у человека короче, чем у шимпанзе, но более плотные. Колебательные движения связок охватывают их толщу более равномерно. Голос приобретает мелодические качества.

3. Голосовые связки образуют заслонки в полости гортани и замедляют движение воздуха при вдохе и выдохе, обеспечивают более полное смыкание голосовой щели при произнесении звуков и большую дифференцированность звуков. Для смыкания и размыкания голосовых связок у человека требуется участие нервных регуляторов, т.е. необходимо установление связи между движениями голосовых связок и умственными представлениями.

4. Внутренняя порция мышц щитовидно-черпаловидного хряща образует голосовой мускул, изменяющий напряжение связок, что позволяет производить разные по высоте тона звуки.

5. Разнообразие речевых звуков возникает благодаря движениям языка и губ, разбивающих ротовую полость на резонаторные участки.

6. Для фонетики наибольшее значение приобретают мышцы языка. Длина языка увеличивается, и корневая часть его образует изгиб и лежит не в ротовой полости, а в глотке.

7. Мягкое небо у человека укорочено и несет выступ (язычок). Движения мягкого неба выключают носовой путь воздушной струи и дают возможность получать чистые ротовые звуки.

А. Леруа-Гуран и В.В. Бунак связывают специфическое строение гортани с прямохождением. Изменяется посадка головы, нижняя челюсть становится менее массивной, уменьшение жевательной мускулатуры и массивность челюсти делают возможным быстрое движение челюсти при произнесении звуков. Образование подбородочной кости также способствует ускорению движения нижней челюсти. Меняется и характер дыхания, что важно для развития речи. Но главное в развитии речи - это появление специфически человеческих зон речи. Не только прямохождение, но и весь образ жизни гоминид - использование рук в манипулировании, всеядность, охота, координированные действия, развитие социальности приводили к развитию мозга и появлении речи. А чем же язык человека отличается от любых форм общения животных, от так называемого «языка» животных.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Два типа поведения: Открытое и Скрытое.
Поведенческая психотерапия выделяет два вида поведения: открытое и скрытое. Открытое поведение — это поведение, которое может быть наблюдаемо другими по внешним признакам. Скрытое поведение — это поведение, о котором мы узнаем только косв ...

Предпосылки возникновения психологии в Германии
Базовой идеей культуры XVII века - как в сфере философии, так и находящейся под ее влиянием психологии - был дух механицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. Эта концепция основывалась на утверждении, что все естественны ...

Внешние факторы инстинктивного поведения.
Когда говорят об автономности внутренних факторов поведения, об их независимости от внешней среды, то необходимо помнить, что эта независимость является лишь относительной. Уже из приведённыъх опытов Хольста видно, что эндогенная активнос ...