Заключение

Исходя из выше описанного, индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе общения, реализующего и формирующего эти отношения. Вне общения немыслимо человеческое общество, так как общение выступает в нем как способ объединения людей и как способ их развития.

В подростковом возрасте происходит перестройка общения подростка с людьми. Только одна учебная деятельность по-новому определяет отношение подростка со взрослыми и сверстниками.

Проблема общения подростков описана в трудах многих педагогов и психологов, но в современной действительности она приобретает новый контекст – становится объектом изучения социальной педагогики, так как гармоничное общение подростка с миром обуславливает его благоприятное отношение к самому себе и к миру, придает веру в себя, в общественные ценности, в собственное совершенство.

Общение подростков является сложной социально-психологической системой, состоящей из двух основных подсистем: общение подростка со взрослыми, главным образом с родителями и педагогом, и общение со сверстниками.

Общение со взрослыми зависит, прежде всего, от стиля, предлагаемого родителями и педагогом. В обоих случаях наиболее благоприятным для полноценного и гармоничного развития личности подростка является демократический стиль.

Так как в процессе общения подростка со взрослыми и сверстниками формируется его личность, происходит становление отношения подростка к миру, то главная задача социально-педагогической деятельности видится в том, чтобы добиваться оптимального уровня взаимоотношений подростка и социума. [2; c. 101].

Анализ теории и практики формирования общения подростов так же свидетельствует и о его существенных недостатках. Ученые не уделяют внимания рассмотрению педагогических условий и путей формирования общения подростов. Мало внимания уделяется формированию общения подростков с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии); недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования общения, как занятия с психологом, тренинги; не уделяется внимание формированию адекватной самооценки как одному из важных условий развития общения. Выявленные недостатки в теории и практике формирование общения подростков объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между существующей потребностью поиска эффективных условий формирования общения детей с личностно-деятельностного подхода и преобладанием авторитарного подхода в практическом решении данной проблемы; между объективной необходимостью формирования общения в подростковом возрасте и недостаточным организационно-методическим обеспечением данного процесса. [21; c. 56.]

Важно отметить, что профессиональная социально-педагогическая деятельность – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Ее объектом прежде всего является ребенок в микросоциальном мире, а предметом – процесс социального воспитания детей и подростков (социальное воспитание – забота общества и государства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений. [14; c. 37].

Главным направлением в работе по гармонизации общения подростков является работа с семьей. В современном обществе институт семьи переживает глубокий кризис. И так как семья является первой и ближайшей средой подростка, то проблемы семьи негативно влияют на его развитие, социализацию, адаптацию в обществе, приводят к деформации всех уровней общения подростка.

Важными аспектами деятельности является индивидуальная работа с подростками, родителями; организация совместной семейной деятельности; групповая работа с классным коллективом и группой общения.

Социально-педагогическая деятельность носит комплексный характер и требует системного подхода в осуществлении психолого-педагогической помощи и формировании навыков общения в подростковом возрасте.

Деятельность всех институтов образования и воспитания ориентирована на реализацию целей социального воспитания, работу с подростком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом на развитие подростка, а также необходимую коррекцию его развития, ведь, как писал П.Ф. Каптерев, «воспитание каждого подростка непременно включает в себя 2 вида деятельности: деятельность, направленную на исправление недостатков и деятельность, направленную на прямое развитие сил». [16; c. 112].

Статьи по теме:

Решение мыслительных задач. Интеллект
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещ ...

Возможности регуляции психических и физиологических параметров человека с помощью потребления воды разной степени биогенности
В рамках настоящего исследования была поставлена следующая цель: экспериментально изучить воздействие воды разной степени биогенности на психические и физиологические показатели человека, и разработаны следующие задачи: теоретический анал ...

Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте
Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым ...