Заключение

Исходя из выше описанного, индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе общения, реализующего и формирующего эти отношения. Вне общения немыслимо человеческое общество, так как общение выступает в нем как способ объединения людей и как способ их развития.

В подростковом возрасте происходит перестройка общения подростка с людьми. Только одна учебная деятельность по-новому определяет отношение подростка со взрослыми и сверстниками.

Проблема общения подростков описана в трудах многих педагогов и психологов, но в современной действительности она приобретает новый контекст – становится объектом изучения социальной педагогики, так как гармоничное общение подростка с миром обуславливает его благоприятное отношение к самому себе и к миру, придает веру в себя, в общественные ценности, в собственное совершенство.

Общение подростков является сложной социально-психологической системой, состоящей из двух основных подсистем: общение подростка со взрослыми, главным образом с родителями и педагогом, и общение со сверстниками.

Общение со взрослыми зависит, прежде всего, от стиля, предлагаемого родителями и педагогом. В обоих случаях наиболее благоприятным для полноценного и гармоничного развития личности подростка является демократический стиль.

Так как в процессе общения подростка со взрослыми и сверстниками формируется его личность, происходит становление отношения подростка к миру, то главная задача социально-педагогической деятельности видится в том, чтобы добиваться оптимального уровня взаимоотношений подростка и социума. [2; c. 101].

Анализ теории и практики формирования общения подростов так же свидетельствует и о его существенных недостатках. Ученые не уделяют внимания рассмотрению педагогических условий и путей формирования общения подростов. Мало внимания уделяется формированию общения подростков с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии); недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования общения, как занятия с психологом, тренинги; не уделяется внимание формированию адекватной самооценки как одному из важных условий развития общения. Выявленные недостатки в теории и практике формирование общения подростков объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между существующей потребностью поиска эффективных условий формирования общения детей с личностно-деятельностного подхода и преобладанием авторитарного подхода в практическом решении данной проблемы; между объективной необходимостью формирования общения в подростковом возрасте и недостаточным организационно-методическим обеспечением данного процесса. [21; c. 56.]

Важно отметить, что профессиональная социально-педагогическая деятельность – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Ее объектом прежде всего является ребенок в микросоциальном мире, а предметом – процесс социального воспитания детей и подростков (социальное воспитание – забота общества и государства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений. [14; c. 37].

Главным направлением в работе по гармонизации общения подростков является работа с семьей. В современном обществе институт семьи переживает глубокий кризис. И так как семья является первой и ближайшей средой подростка, то проблемы семьи негативно влияют на его развитие, социализацию, адаптацию в обществе, приводят к деформации всех уровней общения подростка.

Важными аспектами деятельности является индивидуальная работа с подростками, родителями; организация совместной семейной деятельности; групповая работа с классным коллективом и группой общения.

Социально-педагогическая деятельность носит комплексный характер и требует системного подхода в осуществлении психолого-педагогической помощи и формировании навыков общения в подростковом возрасте.

Деятельность всех институтов образования и воспитания ориентирована на реализацию целей социального воспитания, работу с подростком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом на развитие подростка, а также необходимую коррекцию его развития, ведь, как писал П.Ф. Каптерев, «воспитание каждого подростка непременно включает в себя 2 вида деятельности: деятельность, направленную на исправление недостатков и деятельность, направленную на прямое развитие сил». [16; c. 112].

Статьи по теме:

Когнитивные методы
Когнитивные методы основаны на апелляции к разум больного, его логике и личностным ценностям. Эти методы способствуют установлению контакта врча с больным, делают адекватными взаимоотношения. Одним из первых методов психотерапии, основанн ...

Невроз навязчивых состояний
К неврозу навязчивых состояний ведет предневроз, имеющий свои специфические особенности. Обычно этот предневроз возникает у детей «эгофильного» типа, при воспитании которых или в связи с неблагоприят­ными обстоятельствами их жизни чрезвыч ...

Механизмы управления движением
Двигательная активность человека имеет очень широкий диапазон - от мышечных координаций, требуемых для грубой ручной работы или перемещения всего тела в пространстве, до тонких движений пальцев при операциях, которые выполняются под микро ...