Общение как форма межличностных отношений

Материалы » Общение как форма межличностных отношений

Страница 2

В зависимости от содержания, целей и средств можно выделить несколько форм общения:

по содержанию оно может быть: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, . умениями, навыками);

по целям общение делится на: биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма), социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида);

по средствам общение может быть: непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу, — руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.), опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий), прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения), косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Важной характеристикой процесса общения выступает его культурный уровень. Культура общения предполагает взаимопонимание и бесконфликтность, учет интересов всех сторон и признание права человека на собственное мнение, Культура общения — это система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общественной жизни.

Чтобы общение, как взаимодействие происходило без проблем, оно должно состоять из следующих этапов:

Установка контакта (знакомство). Предполагает "упонимание другого человека, представление себя другому человеку.

Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

Обсуждение интересующей проблемы.

Решение проблемы.

Завершение контакта (выход из него).

Составной частью культуры общения является культура речи - степень совершенства устной и письменной речи, характеризуюшаяся соблюдением ее норм, выразительности, лексическим богатством, манерой вежливого обращения к собеседникам и умением уважительно отвечать им.

Процесс межличностного общения может быть и конфликт. Такая ситуация возникает, в частности, в результате неадекватного восприятия одним человеком другого. Этому восприятию мешают многие факторы: сформировавшиеся стереотипы (упрощенные образы определенных типов, ситуаций и т. д.); существующие усталость, предрасположенность субъекта действовать определенным образом), в том числе конфликтные недоразумения (неправильное понимание одним другого); межличностная несовместимость.

Межличностные конфликты по своим возможным последствиям делятся на конструктивные и деструктивные.

К конструктивным последствиям межличностных конфликтов относят прояснение взаимоотношений между людьми; нахождение способов их улучшения; создание общности людей, причастных к решению проблемы; расширение сферы сотрудничества на другие области; ускорение процесса самоосознания.

Деструктивные последствия конфликта проявляются в случае, если столкновение выходит за пределы содержательной сферы в плоскость личностно-эмоциональную: призрачность выигрыша ввиду осложнения личных отношений; снижение самооценки проигравшей стороны; напряженные послеконфликтные отношения; отрицательное влияние на здоровье.

Успешное разрешение межличностных конфликтов возможно на основе понимания того, почему партнер по общению является для нас трудным. При этом следует помнить, что он труден не только нам, но и самому себе, поэтому есть вероятность, что, выведя его из ситуации трудности в ситуацию принятия, мы сможем с ним адекватно общаться. При этом следует помнить общие принципы общения с такими людьми:

осознать, что человек труден в общении и определить его тип;

уйти от влияния этого человека, его точки зрения, сохранять спокойствие, нейтралитет; если предмет важен и значим и нельзя уклониться от общения с таким человеком, надо выявить причины трудности;

найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд;

использовать совместный подход к разрешению конфликтов, который начнет вырисовываться после соотнесения этого человека с определенным типом, его нейтрализации и взятия под контроль.

Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных проблем, когда противоречивые тенденции возникают внутри личности и ведут к столкновениям с другими людьми. Не находя ответов на свои вопросы, человек начинает обвинять других людей в своих сложностях и вести себя неадекватно. Партнеры по общению, не всегда представляя трудности оппонента, поддаются на провокацию и вступают в конфликт. Наряду с этим межличностные конфликты могут быть включены в столкновения другого уровня — внутри- и межгрупповые. Это объясняется тем, что к участникам межличностного по своей природе конфликта нередко подключайся, близкие им люди (сторонники), что объективно ведет к изменению социальной среды конфликта. Возможен и обратный процесс: групповое столкновение может привести к появлению межличностных конфликтов. Таким образом, внутриличностный, межличностный и групповой конфликты обусловливают друг друга, вытекают друг из друга.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Основные компоненты содержания образования
Понятие содержания образования включает ряд компонентов. Можно выделить следующие компоненты содержания образования: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности. Когнитивный опыт л ...

Характеристики неформальных организаций
Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации. Ниже приводится к ...

Первый этап развития бихевиоризма
Основателем бихевиористской концепции является Д. Уотсон. Уотсон делала акцент на видимом поведении, он считал, что видимое поведение, а не внутренний опыт, является надежным источником информации. Эта сосредоточенность на видимых события ...