Программа коррекции страхов в дошкольном возрасте

Материалы » Наличие страхов у леворуких детей » Программа коррекции страхов в дошкольном возрасте

Страница 1

Среди нарушений эмоционального развития в детском возрасте первое место занимают тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудность общения

Страхи могут быть присущи всем людям, но существуют и определенные возрастные страхи. Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. Так, страхи начинают формироваться в возрасте 8 – 12 месяцев, что, возможно, связано с развитием познавательных процессов, в первую очередь, с развитием памяти. Так, ребенок может расплакаться, если мама надела новую шляпу или папа сбрил усы. Возникновению страха в этом возрасте обычно предшествует переживание неопределенности. Неспособность разбираться в том или ином явлении. В то же время имеются основания полагать, что предпосылки появления боязливости закладываются еще раньше в связи с неудовлетворением базовых потребностей ребенка (когда взрослые не реагируют на плач ребенка, независимо от того, в чем причина: в том, что он мокрый, голодный, либо он просто не хочет быть в одиночестве).

Самым распространенным страхом в конце первого года жизни является страх перед незнакомыми людьми. Особенно остро переживает ребенок в этом возрасте отсутствие эмоционального контакта с матерью. Если мать сдержанна, редко берет ребенка на руки, мало разговаривает с ним, у него возникает беспокойство и страх.

В период с 2 до 3 лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем они носят, как правило, определенный характер. У детей до 1 года до 3 лет нередки ночные страхи. На втором году жизни часто проявляется страх неожиданных звуков, страх боли, страх одиночества. В 2 года дети чаще всего боятся посещать врача. Начиная примерно с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается. Им на смену приходят страхи символические.

Ранними проявлениями склонности к тревожности являются эмоциональная лабильность в сочетании с общим сниженным фоном настроения, плаксивость, ослабление аппетита. Сосание пальцев и предметов. Ощущение беспокойства, которое постоянно испытывает такой ребенок, усиливает эмоциональную чувствительность, приводит к высокой ранимости и обидчивости. В целом для детей, входящих в группу риска, характерны высокая сензитивность, непосредственность, выражения чувства «я», инпрессивность (внутренний тип переработки эмоций), неравномерность психического развития, обусловленная предшествующими факторами.

Исследования А.И.Захарова, проведенные на большой выборке, показали, что у детей в возрасте от 1 года до 3 лет существует 29 различных видов страхов. Наиболее часто встречающимся является страх неожиданных звуков, на втором месте стоит страх одиночества, затем страх медицинских работников. В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных звуков, а повышается страх перед засыпанием. В этом возрасте дети бояться животных, некоторых людей, в том числе и пьяных, наказаний, врачей, боли, высоты (мальчики горазда чаще, чем девочки). После двух лет значительно возрастает число детей, боящихся воды, чаще встречается боязнь закрытого пространства, темноты, крови, смерти.

Если родители уверенно и гибко ведут себя при взаимодействии с детьми, то проблемы страха у малышей почти не существует. И наоборот, если родители вольно или невольно провоцируют появление страхов, то у ребенка повышается уровень тревожности. Например, некоторые взрослые запугивают детей, говоря им: «Если не будешь слушаться, я приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом, отвезу к бабушке, отвезу в лес и т.д.». Таким образом, неправильное воспитание в семье способствует появлению и закреплению страхов.

С 6 лет дети могут бояться умереть сами, либо бояться смерти близуих. Бессознательно «заряжаться» эмоцией страха ребенок может очень рано, а вот осознавать, что другому страшно, он способен лишь примерно с 5 лет. Надо отметить наличие у детей «немых» и «невидимых» страхов. «Немые» страхи отрицаются самими детьми, но признаются их родителями. Это прежде всего ситуативные страхи опоздания у дошкольников, страхи животных и неожиданных звуков. «Невидимые» страхи не замечаются родителями, но признаются самими детьми. В первую очередь это страхи наказания, крови, войны, смерти родителей, скелетов, призраков, мифических персонажей.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Основные типологии характера и его акцентуации
Характер - совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и 'способы эмоционального реагирования (то есть речь идет о том, как действует человек). Свойства характера так же, как и свойства темперамент ...

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуника ...

Рефлекторная теория психики
Понятие рефлекса (по латыни — отражение) в науку ввел французский ученый Рене Декарт. Но его взгляды, на тот момент, были еще наивны и противоречивы, В начале прошлого века физиология достаточно изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга со ...