Программа коррекции страхов в дошкольном возрасте

Материалы » Наличие страхов у леворуких детей » Программа коррекции страхов в дошкольном возрасте

Страница 3

Что представляет собой страх?

Что чувствует мальчик (девочка), когда его испугают? (Можно попросить описать, как выглядит испуганный мальчик или девочка. Затем попросить их показать с помощью мимики и жестов, как выглядит испуганный мальчик.)

Что делает испуганный мальчик или девочка?

Вы когда-нибудь испытывали чувство страха?

Как это происходит?

В каком месте тела вы почувствовали страх? Вы можете показать?

Что вы сделали?

Что бы вы могли сделать в следующий раз?

Для высказывания особенностей страха, своих переживаний по этому поводу можно использовать упражнение “ Расскажи свой страх”. Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись, когда были совсем маленькими.

После проведения обсуждения и диалогов по поводу страха необходимо попросить детей нарисовать страх или написать рассказ о страхе. Можно сказать:

Вы можете пережить это чувство на бумаге?

Как выглядит страх?

Вы можете нарисовать страшную сцену?

После рисования можно предложить детям совместно обсудить свою работу, поднять свои рисунки и при желании описать их для других. На этом этапе работы психолог может помочь детям с помощью следующих вопросов:

Что происходит на рисунке?

Что в нем страшного?

Чем это закончится?

Цель этого подхода состоит в том, чтобы помочь детям:

А) Лучше осознать различные состояния своих чувств;

Б) Научиться понимать и контролировать свои чувства (это поисходит в результате ответа на вопрос: «Как бы ты поступил в следующий раз?»);

В) Рассказать другим детям о своих чувствах и убедиться в том, что другие дети тоже испытывают подобные чувства;

Г) Рассказать психологу о своих чувствах и проблемах;

Д) Выразить тревожащие переживания в символической форме с помощью пластических средств. На стадии рисования нередко можно исследовать и обсудить чувства и мысли, которые не удалось раскрыть в процессе вербального обсуждения. Кроме того, такое обсуждение понижает уровень напряжения, следовательно, и потребность в деструктивном выражении чувств.

Для диагностики характера страха, присущего ребенку, можно использовать упражнение “Закончи предложение”. Детям предлагается закончить следующие предложения :

Взрослые обычно боятся….;

Дети обычно боятся….;

Мамы обычно боятся….;

Папы обычно боятся….

Конечным этапом коррекционных занятий является преодоление негативных переживаний ребенка. С этой целью эффективными являются следующие упражнения:

1. Упражнение “Смелые ребята”

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают - “Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.

2. Упражнение “ Азбука страхов”

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

3. Упражнение “Прогони Бабу – Ягу”

Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.

4. Упражнение “ Я тебя не боюсь”

Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: “Я тебя не боюсь!”

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Развитие мышления
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуа ...

Виды ощущений
Классификации ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя. ...

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуника ...